В Петербурге заявили о планах построить 89 станций метро за 30 лет. Однако уже на следующий год бюджет на развитие подземки урезали почти в два раза, а единственный двухпутный проходческий комплекс простаивает без комплектующих. Планы так и останутся на бумаге?
Меньше миллиардов
Бюджет на строительство метро в Петербурге на 2023 год неожиданно сократился: вместо анонсированных 55 млрд рублей теперь стоит сумма в 30 млрд. Как сообщили «АиФ» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, объем финансирования развития метрополитена достаточен для выполнения тех целей, которые город перед собой поставил, и соответствует предусмотренным бюджетным ассигнованиям на 2023 год согласно действующему Закону о бюджете города. Ранее вице-губернатор Алексей Корабельников говорил, что объемы работ по метрополитену обсуждаются, исходя из реальных возможностей генподрядчика – компании «Метрострой Северной столицы» (МССС), а заложенная в бюджет сумма – «начальная и условная». Как пояснил «АиФ» источник в МССС, большую сумму компания просто не смогла бы освоить. «Даже уменьшенный бюджет – это колоссальные деньги для строительства петербургского метро, а сейчас финансирование просто больше приближено к реальной цифре, которая отражает положение дел. Более того, это очень хороший бюджет: есть с чем работать и никого не расстраивать», – рассказали в компании.
Действительно, сумма не кажется маленькой: столько же было выделено на «подземку» в текущем году. К тому же Смольный урезал расходы на метро и раньше: например, с 28 млрд до 18 в 2019-м из-за низких темпов работ. Однако именно сейчас сокращение в этой строке бюджета кажется странным: и трех месяцев не прошло после заявления о строительстве 89 новых станций метро. По контракту между городским правительством и МССС до 2032 года должно быть построено 37 новых объектов, в запасе – всего 10 лет. Впрочем, срок действия контракта может быть продлен, как было в августе этого года.
«Надежды» пока нет
Сейчас, чтобы вести строительство на линии Невская – Василеостровская (будущая станция метро «Зоопарк»), метростроевцам необходим проходческий щит «Надежда». Но он стоит на ремонте без запчастей. Уникальность этого комплекса в том, что он единственный из арсенала еще старого «Метростроя» мог строить двухпутные тоннели для движения поездов. Его диаметр – 10,3 метра в отличие от стандартных 5-метровых. Прежний генподрядчик закупил это оборудование у немецкой фирмы HerrenknechtAG в 2012 году.
За 10 лет «Надежда» отпахала на проходке фиолетовой линии до «Шушар» и зеленой до «Беговой», а потом гостила на строительстве в Москве.
В общем, сложное оборудование поистрепалось. А обновить его оказалось тяжело из-за введенных санкций. С лета этого года МССС уже пять раз проводил госзакупку на поиск генподрядчика для спасения сложной машины, однако до заключения контракта дело так и не дошло.
В ходе последнего тендера победитель не смог предоставить банковскую гарантию, которая являлась обязательным требованием. «Мы ищем решение вопроса с санацией «Надежды», варианты есть. В любом случае пока еще нет документации от комитета по развитию транспортной инфраструктуры, чтобы начать строительство. Но подготовительные работы мы уже ведем. Как все будет готово, стартовать готовы довольно оперативно. С остальным оборудованием у нас все в порядке», – сообщила пресс-секретарь МССС Александра Саблина.
Строительство с участием «Надежды» должно начаться в следующем году. Какие варианты есть для ремонта щита за оставшиеся несколько месяцев, в МССС говорить не стали.
Комментарий: «Дело не в деньгах»
«Деньгами тоннели не выкопаешь. Нужно смотреть, чем эти тоннели копать, в каком состоянии эта техника, как она зависит от зарубежных поставок, которые сейчас жутко осложнились или вообще прекратились. В Петербурге метростроение не раскрутилось до таких масштабов, чтобы построить 89 станций метро за 30 лет – это огромные темпы. При этом Петербург в части жилищного, транспортного строительства и развития города на фоне других регионов выглядит очень прилично. С Москвой не надо сравнивать: там и бюджетные возможности выше, и больше население и территория, а следовательно, выше острота проблем. Москва ведь стояла перед реальной угрозой, что горожанам придется ездить из района в район с ночевкой, так как за один день не успеть. В Петербурге масса транспортных проблем, но такой опасности с учетом его размеров грозить не может».
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.