Всё идёт по генплану. Как будет развиваться Петербург в ближайшие 20 лет

Когда-то и строительство ЗСД, и «Газпром Арены» казались трудновыполнимыми. © / Serguei Fomine/Global Look Press / www.globallookpress.com

Главный градостроительный документ города принят на срок до 2040-го и с перспективой до 2050 года. Как в ближайшие 20 лет будет развиваться Северная столица? Где планируется построить промышленные предприятия, мосты, дороги, а где – жильё, больницы, социальную инфраструктуру?

   
   

Без перекосов

Авторы концепции не скрывают, что работа над нынешним Генпланом началась ещё в 2018 году. И хотя с тех пор немало изменилось, «преемственность сохраняется». Внимательно подошли профильные специалисты и к поправкам, а их в ходе общественного обсуждения поступило рекордные 11 тысяч. Все они были рассмотрены на заседаниях соответствующих комиссий, и большинство (52%) согласованы или приняты в уточняющей редакции. Кроме того, все материалы прошли необходимые согласования с федеральными органами власти и руководством соседней Ленинградской области, границы которой примыкают к городу. Проект одобрили депутаты ЗакСа (47 «за»), а в конце декабря подписал губернатор Александр Беглов.

И вот сейчас фундаментальный труд стал законом.

«Самая главная задача этого стратегического документа – увязка всех направлений развития Санкт-Петербурга, синхронизация проектных решений. Сбалансированность – без перекосов», – подчеркнул вице-губернатор Николай Линченко.

Затронуты практически все сферы жизни города, но особенно впечатляющие перемены ждут транспортную отрасль. Так, планируется завершить обход исторического центра, а через Неву перебросить пять новых мостов – Арсенальный, Ново-Адмиралтейский, мост в составе Широтной магистрали в створе Фаянсовой улицы и Орловский тоннель. К строительству Большого Смоленского, например, уже приступили. Установили закладной камень и пообещали, что закончат в срок, к 2029 году. Это будет 20-й разводной мост – сегодня его ждут свыше 800 тысяч человек (последний, Кантемировский, сдали 40 лет назад).

С нетерпением ждут в городе и метро. В том числе на юго-западе мегаполиса.

«768 тысяч жителей Красносельского района сегодня не имеют ни одной станции метро, – признал Н. Линченко. – Однако вскоре ситуация изменится. Уже в 2024-м планируется открыть участок новой Красносельско-Калининской линии. Также утверждено строительство ещё четырёх станций в направлении Сосновой Поляны. На данный момент ведутся проектные работы, и мы ожидаем положительного заключения госэкспертизы».

   
   

Более того, станцию «Горный институт», по словам представителя Смольного, собираются торжественно ввести даже раньше – в сентябре нынешнего года. Сейчас уже устанавливают четыре эскалатора. Также «красную» ветку намерены продлить до аэропорта «Пулково». Ну а к намеченному 2040 году в городе должно появиться около 100 новых станций подземки, из которых 28 – в первую очередь. Расширится и сеть трамвайных линий, проектируется Широтная магистраль скоростного движения и высокоскоростная железнодорожная Санкт-Петербург – Москва.

Трасса или парк?

А вот перспектива появления новой трассы через Удельный парк, наоборот, вызывала у петербуржцев немало тревог. Она была заложена ещё в предыдущем Генплане, и люди боялись, что магистраль просто уничтожит часть зелёной зоны. Сейчас, подтвердили чиновники, предложены два варианта – тоннель и двухуровневая эстакада. Причём если её и проложат, она пройдёт по территории «коридора» уже идущего через парк железнодорожного полотна.

Наш город остаётся одним из лидеров и по вводу в стране жилья. В прошлом году сдано свыше 3,5 млн квадратных метров, что выше предыдущих показателей. Ударными темпами квартиры будут строить и дальше, однако есть ограничения. Так, немало сделано для снижения этажности. Кроме того, по новому Генплану правительство города больше не намерено выдавать разрешения на намыв. Конечно, все обязательства, которые уже сформированы и юридически оформлены на Васильевском острове и в Кронштадте, будут выполнены. Однако дополнительных намывных территорий в замкнутом зеркале Финского залива, от береговой линии Петербурга до комплекса защитных сооружений, не будет.

Ещё одна важная цель – укрепить статус города как промышленного центра России. Поэтому в новом Генплане территорию под объекты производства и деловую зону решено увеличить на 630 га. Обещают построить и рекордное число социальных центров, в том числе свыше 500 детских садов, школ, поликлиник. Впервые в Генплане они отмечены специальными значками.

Конечно, возникает вопрос, кто будет реализовывать эти замыслы и отвечать в 2040 году за их исполнение?

«Утверждённый Генплан определит векторы развития Санкт-Петербурга на несколько десятилетий, – уверен Николай Линченко. – Это не только решение сегодняшних и ближайших задач, но и наша ответственность перед будущими поколениями. И как он будет выполнен, зависит от каждого из нас».