Идея создания второй кольцевой автодороги вокруг Петербурга появилась ещё в 1990-е годы — но тогда проект обсуждали на уровне концепций. Однако в 2024 году Владимир Путин дал официальный старт разработке КАД‑2 на совещании по транспортной системе Петербурга и Ленобласти.
С этого момента прежние теоретические размышления получили статус задачи федерального уровня — строительство КАД-2 не просто решит многие проблемы с логистикой в самом городе на Неве, но и станет прорывом в будущее для всего Северо-Запада России.
«Трещит по швам»
Напомним, что нынешнюю кольцевую автодорогу (КАД-1) вокруг Петербурга начали строить в 1998 году. В эксплуатацию её вводили поэтапно, и полностью движение по «кольцу» было открыто только летом 2011 года. За это время резко изменилась ситуация в стране. Если в 1998 году количество автомобилей составляло 120 штук на каждую тысячу жителей, то к 2011-му это число выросло до 242, а к 2024-му увеличилось уже почти в 3 раза, до 320.
Кроме того, активно ремонтировались и другие федеральные трассы — «Кола» и «Скандинавия», к КАД начала примыкать скоростная платная магистраль «Нева» (М-11, Москва-Петербург). В результате за 20 лет эксплуатации нагрузка на КАД возросла в несколько раз, и нынешнее транспортное кольцо со своими функциями объективно не справляется. Сказывается и то, что разрастается и сам город — за кольцом появляются всё новые и новые жилые микрорайоны, жильцы которых также выезжают на КАД, чтобы попасть на работу или учёбу.
«Благодаря застройщикам КАД превратился уже во внутригородскую улицу. Кластеры огромные, поэтому существующая транспортная система трещит по швам: потоки машин всё больше, и расширять КАД дальше бесполезно, тем более что любое расширение имеет смысл до определённых пределов», — объяснял spb.aif.ru эксперт по транспорту Владимир Валдин.
Интенсивность движения на отдельных участках нынешней КАД достигает 206 тысяч автомобилей в сутки. И при этом 80% трафика — машины с местными номерами, хотя изначально кольцевая планировалась как транзитная трасса, которая бы пускала автомобили из регионов в обход Северной столицы.
Лучший вариант
В 2024 году началось проектирование новой трассы. В обоснованиях проекта говорится, что главная цель строительства КАД-2 — разгрузить существующую дорожную сеть, улучшить экологическую ситуацию и обеспечить скоростное движение транзитного транспорта, вывести его за границы города.
Новая дорога планируется длиной около 348 километров. На данный момент предполагается, что она будет примыкать к трассе «Скандинавия» (что позволит соединить КАД с портом Выборга) и проходить мимо Токсово, Всеволожска, Отрадного, Красного Бора, Коммунара, заканчиваясь в Ломоносовском районе, недалеко от Петергофа. Это позволит транзитному транспорту с юга и севера объезжать Петербург по широкой дуге, что сократит время доставки грузов и слегка разгрузит городские и пригородные улицы. Строиться новая трасса, впрочем, будет не в этом порядке, а этапами, в зависимости от загруженности и востребованности того или иного участка.
«Из трёх вариантов трассировки КАД-2 одобрен тот, который больше всего устраивает Петербург, — не слишком далеко от города и без лишней нагрузки на существующую сеть. Также для нас очень важно, что первым пусковым участком КАД-2 станет Восточная дуга — от Кузьмолово до магистрали М-11 „Нева“. Это то, что мы предлагали, и наши предложения были поддержаны. Это даст возможность разгрузить Вантовый мост», — сообщил губернатор Петербурга Александр Беглов.
По словам градоначальника, реализация проекта может начаться уже с 2027 года. Кроме того, КАД-2 «даст импульс» развитию индустриальных парков внутри агломерации.
«Фактически трасса ещё крепче свяжет Петербург и Ленинградскую область в единое экономическое и логистическое пространство», — подчеркнул Александр Беглов.
С петербургским губернатором согласен и руководитель Ленинградской области Александр Дрозденко, который отметил, что КАД-2 будут прокладывать, учитывая необходимость разгрузки Дороги жизни.
«Есть поручение президента России о том, чтобы провести полную реконструкцию Большой и Малой Дорог жизни, поэтому для нас очень важно пустить основные транспортные потоки мимо них. КАД-2 как раз будет забирать грузопоток. С одной стороны, это транспортная разгрузка части сложных магистралей, с другой — новое развитие территорий», — пояснил Дрозденко.
Сотни километров дороги
В будущем КАД‑2 может включить десятки инженерных сооружений: 12 развязок, более 30 путепроводов, мост через Неву длиной около 800 метров, логистические хабы вдоль трассы, крупные развязки. Первый этап трассы — участок длиной примерно 88–110 км от трассы М‑11 до Кузьмолово — планируется завершить к 2028–2029 годам, включая новый автомобильный мост через Неву в районе города Отрадное. И вообще, по сценариям федеральных дорожников, общий срок строительства одной фазы не должен превышать трёх лет. Если всё пойдёт по плану, финальные этапы могут завершиться к 2035 году, хотя при успешном управлении и бесперебойном финансировании это возможно и раньше.
Главная сложность, которая возникает при строительстве КАД-2, — это то, что часть дороги должна будет пройти по территориям с довольно плотной жилой застройкой. Есть и необходимость «зайти» на земли, принадлежащие Минобороне и другим федеральным ведомствам, то есть потребуется напряжённая работа по согласованию интересов различных органов власти, частных лиц и планов дорожного ведомства. Кроме того, определённые изменения могут вноситься в проект из-за ситуации на местах — в частности, сейчас губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил изменить проект второго этапа КАД-2, направив часть средств на строительство дороги не в сторону Токсово, а в обход Мурино. Сейчас вопрос обсуждается. Да, легко этот проект не дастся, однако игра явно стоит свеч. КАД-2 станет мегапроектом не только для Петербурга, но и для всего Северо-Запада РФ.
«КАД-2, в отличие от первой кольцевой, не будет проходить через населённые пункты. Изымать придётся только какие-то участки лесного и земельного фондов. Но это неизбежно, этого требует урбанизация. Что касается межрегионального значения дороги, то трасса действительно перехватит часть транзита из Карелии и Мурманской области. К тому же может положительно повлиять на& 14c nbsp;потоки машин из Вологодской области», — считает Владимир Валдин.