Кофе и обезьянки для покупателя
Первые рынки появились в Петербурге практически сразу после основания города. На Троицкой площади установили деревянный Гостиный двор, где можно было купить съестные припасы. Спустя пару лет там произошёл пожар, уничтоживший все лавчонки, но рынок быстро восстановили – мазанковый на каменном основании.
Довольно скоро рынок появился на Васильевском острове. Торговля бойко шла и на Морском рынке, расположившемся между Мойкой и Адмиралтейством. Его уничтожил страшный пожар, зачинщиков которого по приказу Анны Иоанновны заживо сожгли.
«Пожары были самым страшным бедствием той поры, – рассказывает методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга Елена Калинина. – Поэтому к поджигателям очень сурово относились – их ждала казнь через повешение или на костре. Кроме того, негативно относились и к мародёрам. Например, Пётр Первый велел повесить по углам сгоревшего рынка на Троицкой площади тех, кто пришёл на пепелище поживиться».
К концу XVIII века в Петербурге насчитывалось шесть рынков. Работали мясные, рыбные ряды, продавались мука, сахар, крупы, свечи, кафтаны, дрова и сено. Реализовывали и то, что выращивали на огородах, а также дары леса: ягоды, грибы и дичь.
«Что касается экзотических товаров, то их тоже можно было встретить, – продолжает Елена Калинина. – Купцы привозили диковинные фрукты. Продавали пряности, кофе, морские раковины и даже обезьянок. Стоило это очень дорого, товары могли себе позволить только богатые петербуржцы».
Опасные лавчонки
В конце XVIII века близ Сенного рынка формируется Вяземская лавра – это саркастическое название одного из самых неблагополучных районов Петербурга. Царили здесь отнюдь не монастырские порядки: было много криминала, а товары оставляли желать лучшего, ведь предназначались они для самых бедных слоёв населения. В этом месте торговали поношенной обувью, дырявыми пальто, горшками и крынками. А ещё здесь находились обжорные ряды, где бедняки покупали себе пищу за очень небольшие деньги: кашу с потрохами или пироги с просроченным мясом, щедро сдобренным луком.
Также действовало множество артелей, например, тряпичники, занимавшиеся перешиванием и перепродажей украденных вещей. Приличные люди обходили лавру стороной. В то же время сюда захаживал за вдохновением Фёдор Достоевский – в его романе «Преступление и наказание» Раскольников и Свидригайлов встречаются именно в Вяземском трактире.
Но и на приличных рынках можно было стать жертвой преступления – карманники водились повсюду, и некоторых торговцы знали в лицо. Кроме того, держать ухо востро нужно было и с продавцами: те пользовались любой возможностью обвесить покупателя или продать некачественный товар, например, больную лошадь.
«Подделывали гири на рынках, поэтому существовали поверочные палатки – это государственные учреждения, которые отвечали за поверку, клеймение, ремонт средств измерения и взвешивания, контролировали их применение. Подчинялись они Главной палате мер и весов в Петербурге, теперь это – ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева. Ещё торговцы ставили рядом с мукой и сахаром воду – они становились более влажными, а значит, начинали весить больше», – объясняет Елена Калинина.
На жуликов жаловались полицейским, иногда устраивали и самосуд. Но был своего рода и «законный обман», говорит историк.
«На рынках проходили и ярмарочные мероприятия, пели, плясали, показывали фокусы, петрушечный театр. Некоторые историки описывают и другое любопытное развлечение – некий предприимчивый мужичок поставил палатку в районе Адмиралтейства и предлагал всем желающим зайти внутрь «за пятачок» и увидеть Исаакий в натуральную величину. Очередь к нему тянулась. Оказалось, что мужик проделал в палатке дырку и через неё давал взглянуть на собор. Понятно, что он их обвёл. Но народ, который прошёл через аттракцион, стоявшим в очереди ничего не говорил – мол, меня обманули, пусть и других».
Морошка для Пушкина
На рынках можно было купить всё, что угодно, в том числе и тогдашнюю «запрещёнку». Например, самогонку (в царское время на алкоголь была госмонополия). Если чуть дольше «потолкаться», то реально было договориться о покупке оружия.
Кстати, чаще всего подделывали чай – его разбавляли кипреем. Кроме того, китайский чай мешали с уже использованным: в трактирах спитую заварку высушивали и добавляли в фасованный.
Продукты с рынка оказывались и на столах богатых людей. Сами они не ходили за товарами, посылали прислугу. Например, известно, что Александр Пушкин очень любил мочёную морошку. Перед смертью ему принесли любимую ягоду.
«Престижно ли было работать торговцем в царской России? Всё зависело от уровня бизнеса, – говорит Елена Калинина. – Ведь существовали те, кто до конца жизни перебивался с хлеба на квас, а были и очень богатые, такие, как Савва Яковлев, некогда пришедший в Петербург с полтиной в кармане, а потом ставший «купцом-миллионщиком», скупившим знаменитые демидовские заводы. Но купцы в большинстве очень гордились своим происхождением, и когда им жаловали дворянские титулы, некоторые даже отказывались, дорожа своими купеческими достижениями и капиталами».
Где посмотреть старинные рынки Петербурга?
Недавно были отреставрированы Никольские ряды, здание которых построили ещё в 1789 году.
Сооружение было частным, его на свои личные средства строили купцы. Рынок представлял собой десятки лавочек, каждая из которых имела индивидуальный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений, во втором размещались конторы и склады. Спустя столетие сюда перенесли обжорный ряд, который находился на площадке вдоль канала. Сегодня Никольские ряды представляют собой небольшое пространство с кафе, магазинчиками и зоной отдыха.
Гостиный Двор – одно из старейших зданий Петербурга, построенное в 1780-е годы. За все годы своего существования оно не изменило предназначения. В царское время это место посещали люди состоятельные, причём многих интересовали не только многочисленные товары (здесь продавали свечи, одежду, серебро, табак, мыло, сапоги), но и просто прогулки по галерее – например, постоянным посетителем такого рода был писатель Иван Крылов. Кроме того, в Гостином Дворе часто устраивали «случайные» смотрины невест и женихов.
Сохранился и Андреевский рынок, нынче называют Василеостровским. Появился он в 30-е годы XVIII века и состоял из нескольких деревянных лавок, где торговали продуктами. Спустя столетие здесь построили каменный павильон, а затем остеклённый корпус. За годы существования рынок пережил немало пожаров, а также был многократно реконструирован. Сегодня внутри расположены не только торговые ряды, но и многочисленные кафе кухонь народов мира.