«Иван Васильевич не меняет профессию». Вышел новый фильм о Петербурге

«Петербург! Жизнь в городе...» — так называется документальный фильм, премьера которого на днях прошла в кинотеатре «Родина». Зал был полон и горячо приветствовал большую международную команду, которую привлёк к созданию ленты её автор — известный журналист и режиссёр Ашот Джазоян.

   
   

Мировая команда

В состав творческого коллектива вошли молодые таланты из России, Аргентины, Армении, Беларуси, Египта, Испании, Италии, Китая, Мексики, Польши, Сербии, Туниса, Турции и Франции. Так в съёмочной группе работал оператор из Италии Лоренцо Скуарчаа, блогер-оператор из Аргентины Грела Мануэль Гихаррубиа, Мхитара Серобяна из Армении, польский автор Кжиштофа Яконюк, Мария Бережная, Иван Киреев, Лилия Файзуллова и другие мастера. Органично вплетены в повествование фильма и песни Вовы Чё Морале.

За две недели интернациональная группа охватила широкий спектр тем, встретилась со многими жителями, от юных воспитанников детского сада — до хранителя мировой культуры Михаила Борисовича Пиотровского. «Иностранные авторы своими глазами увидели Санкт-Петербург, многообразие его культуры, радушие жителей, — отметил, приветствуя зрителей Ашот Джазоян. — Эти впечатления они увезут с собой вместе с выводами, сделанными самостоятельно, что очень важно в наше время. Убежден, что нельзя ничего отменять — ни диалога, ни культуру другого народа».

По словам режиссёра Санкт-Петербург — окно не только в Европу. Он открыт всему миру и каждому человеку, готовому общаться с городом и его жителями. «Поэтому мы назвали фильм „Петербург!“ и поставили восклицательный знак. Потому что как можно смотреть на Петербург без восклицания! — поделился секретами творчества Ашот Джазоян. — Потом продолжили мысль и поставили многоточие. Надеемся, что тысячи людей,- и те, что здесь живут, и кто придет за нами — эту недосказанность продолжат».

«Для нас было очень важно сказать большое спасибо всем горожанам, петербуржцам, которые каждый день делают наш город лучше и краше. В фильме они показаны крупным планом, — отметил главный редактор газеты „Петербургский дневник“ Кирилл Смирнов. — Радует и то, что уделено внимание забегу „Бегом с Дневником“, который мы проводим ежегодно в конце мая, чтобы собрать средства для подопечных Санкт-Петербургского хосписа для детей и взрослых. Возможно, благодаря картине мы привлечем больше внимания к этому учреждению».

Лучше всего — дорога домой

Новый документальный фильм — это более 30 короткометражных киноновелл о петербуржцах разных поколений, национальностей и профессий, жизнь которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и его историей. Сочетание простых, «незамысловатых» историй и философских размышлений балерины, дизайнера модного дома, капитана теплохода, протоирея, раввина, инженера, фотографа, исполнителя рэгги с цыганским псевдонимом и других петербуржцев, которых мы каждый день встречаем на улицах.

Вот отправляется в путь троллейбус № 1, за рулем которого Константин Дарснек. Он мечтал стать летчиком, но сейчас водит троллейбус и не жалеет.

   
   

«Мама подтолкнула, — с улыбкой признался «пилот». — Иди, говорит, научись, потом меня, пенсионерку, будешь возить домой на троллейбусе. Если серьёзно, в Петербурге я живу уже 10 лет. Фамилия у меня немецкая, сам русский, родился в Махачкале. Люди стремятся в наш город специально приехать, посмотреть, походить. А я здесь работаю и вижу эту красоту каждый день. Один мальчик мне сказал: «Дядя, какая у вас замечательная профессия. Вы по Невскому на троллейбусе ездите и вам за это ещё деньги платят».

Но если Константин Дарснек трудится на земле, то Василий Васюков смотрит на город «свысока». Он — реставратор Государственного музея городской скульптуры и следит за состоянием исторических памятников, в том числе их внешним видом.

«Реставратору важно знать детали, химические свойства составов, с которыми мы работаем, — отметил Василий. — Памятники очень страдают от разных воздействий, следов жизнедеятельности птиц, в том числе голубей. Особенно они любят Пушкина, поэтому приходится постоянно приезжать к Александру Сергеевичу и всё смывать. После водной процедуры наносим защитный слой воска, чтобы придать скульптуре парадный вид и блеск. Я вижу результат своей работы. Это мой город, на который я смотрю с высоты птичьего полёта и мне нравится приводить его в порядок».

С судьбой великого поэта многие годы связана и Галина Седова. Она — заведующая мемориальным музеем-квартирой Пушкина на Мойке, 12. «Я с Пушкиным всю жизнь, но представить, что буду хранить его дом — не могла, — призналась Галина Михайловна.- Это колоссальная ответственность. Вечером выхожу во двор, где памятник поэту и ощущаю себя счастливой. Петербург — город Пушкина, без которого невозможно представить нашу жизнь».

А вот Максим Форгунов большую часть жизни проводит в пути. Он начальник высокоскоростного электропоезда «Сапсан». «У меня команда до 20 человек. Больше тысячи человек мы сегодня перевезем из Петербурга в Москву, — делится железнодорожник. — От меня зависит слаженная работа поездной бригады и комфорт пассажиров. Считаю «Сапсан» флагманом российских железных дорог, поэтому всегда сюда стремился. Хотя первая самостоятельная поездка проходила нервно, потом стало легче. Ответственно относимся ко всем рейсам, но предпочитаем из Москвы — в Петербург, так как это дорога домой. Поехали!

Хранитель времени

Редкая, штучная профессия у Михаила Шилина. Он — канонир Петропавловской крепости. «Уже скоро 20 лет как служу царю и Отечеству, нахожусь в крепости, можно сказать, крепостной, — с доброй улыбкой рассказал канонир.- От меня зависит время, которое я даю городу. Точный сигнал мы запрашивает по радио. В России принято полдень — 12 часов. Полуденный выстрел — затея Петра Алексеевича. Он хотел, чтобы в городе было чувство времени и обыватели слышали: „Ага, полдень пришел, пушка выстрелила“. С годами менялись императоры, протокол. С 1957-го выстрелы производятся постоянно, каждый день, так что мы стоим на традициях и их поддерживаем».

Свои традиции и у токаря компании «Силовые машины» Ивана Старовойта.

«Я на этом участке работаю 48 лет, никогда его не менял и не собираюсь, — подтвердил мастер. — Приехал в 72-м проступать в институт. Год проучился, пошёл в армию. Вернулся — и сразу сюда, в этот цех. Тогда здесь еще ничего не было, потом начали завозить оборудование. Все эти годы вхожу в одну и ту же проходную. Оборудование менялось, рабочие места, но сам цех я не менял ни разу. Так что я не тот Иван Васильевич, который меняет профессию. У меня с моей профессией — навсегда».

Поведал токарь съёмочной группе и о своей личной жизни. «С первой женой не сложилось. Со второй всё было хорошо, но начался ковид. Меня она спасла, а за собой не следила. Получила большое поражение легких и врачи ничего не смогли сделать. Так я остался один с двумя сыновьями. Старший, приёмный, у меня инвалид. Младший — фармацевт. Ему 44 года и он думал разработать лекарства, чтобы помочь брату. После смерти жены я места не находил, как жить? Ну а дальше нашелся человек... Она сказала, что ради меня готова в семью и с тремя мужчинами. Как отказать и такого человека не любить? Так что сейчас у меня третья жена».

Влюблён в Петербург, свой дом и дирижёр, руководитель оркестра «Северная симфония» Фабио Мастранджело. «Я безумно люблю Россию, Санкт-Петербург, жизнь, музыку, свою семью, — признался маэстро. — Уверен, что Петербург является в России самым итальянским. Это место красоты и гармонии. 3 июня 1999 года первый раз сюда приехал и сразу почувствовал — я дома, это мой город. Поставил себе задачу: здесь жить — и её выполнил».

«Можно быть патриотом Москвы, Еревана, Парижа, но при этом очень любить Петербург,- подытожил один из героев фильма директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Это город, который держится эмоциями, силой своих жителей».

Фильм создан Продюсерским центром «4 Формата» совместно с изданием правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» при поддержке Фонда президентских грантов, Фонда «Русский мир», Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России.