730 шагов. Ожившие герои Достоевского гуляют по улицам Петербурга

Поразительно, насколько атмосфера, описанная в «Преступлении и наказании», сохранилась в Петербурге до сих пор. © / Из личного архива

Актеры Небольшого драматического театра (НДТ) Илья Тиунов, Вера Тран и Дмитрий Честнов устраивают уличные спектакли в декорациях Петербурга.

   
   

Духота, леса и пьяные

Вечер. Свет фонарей. Дворы-колодцы и непарадные переулки Петербурга Достоевского. Порой возникает ощущение, что со времен великого писателя здесь мало что изменилось.

А появляющиеся из арок фигуры главных героев романа только его усиливают.

«За основу мы взяли роман «Преступление и наказание», так как это максимально петербургская история, – рассказывает Илья Тиунов. – Все происходит буквально в пределах нескольких кварталов. Всего 730 шагов отделяют квартиру Раскольникова от дома старухи-процентщицы, неподалеку находится и здание, где могла жить Сонечка Мармеладова. Во время спектакля люди идут по этим легендарным историческим местам, отмеченным в романе, и все время видят перед собой убийцу» (Раскольникова играет Дмитрий Честнов).

Поразительно, насколько атмосфера, описанная в «Преступлении и наказании», сохранилась в Петербурге до сих пор. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины», – так представляет нам Достоевский город в начале романа.

«Удивительно, но многое из этого до сих пор актуально для Сенной площади, и сейчас заполненной всевозможными питейными заведениями, – продолжает Илья. – Фактически во время каждой экскурсии нам попадаются выпившие люди, только подчеркивающие колорит этого довольно мрачного места. Даже в здании, в котором располагался трактир, где встретились Раскольников с Мармеладовым, сегодня находится пивной бар. Еще одно из совпадений – всевозможные ремонты. В доме старухи-процентщицы не так давно проходили строительные работы, он очень долго был в лесах – почти как в романе. Ведь именно ремонт в доме Алены Ивановны дал Раскольникову возможность скрыться после совершения преступления. 155 лет прошло, а ремонт все идет». 

Юмор Достоевского

Когда ставишь спектакль в театре, то более-менее понятны законы игры, а на улице возникает момент коммуникации с окружающим миром, отмечают актеры. Однажды, пока Вера Тран переодевалась из Сонечки в старуху-процентщицу (в спектакле у нее обе роли), в переулке возникла обычная петербургская бабушка, до боли похожая на героиню романа. И Раскольников в образе крикнул: «Алена Ивановна!», и ринулся к ней навстречу! Слава Богу, «подлог» вовремя распознали, и старушка не пострадала. Кстати, почему-то многие считают, что процентщице было 42 года, хотя на самом деле Достоевский отмечает, что это «старушка 60 лет».

   
   

В другой раз пришлось вводить в спектакль танцующего выпивоху, который присоединился к труппе во время сцены в трактире. Кстати, тема пьянства в Петербурге идет красной нитью на протяжении всего романа. Не зря основой сюжетной линии «Преступления и наказания» был неопубликованный роман «Пьяненькие».

Сами актеры вжились в свои образы и адаптировали их под городские улицы и их обитателей. Вера Тран признается, что для этого пришлось не только внимательно изучить сам роман, но и другие произведения писателя. В частности, «Записки из подполья», где одна из главных героинь – женщина легкого поведения, как и Сонечка Мармеладова.

При этом актеры играют героев Достоевского не только в иммерсивном уличном спектакле по роману «Преступление и наказание», но и на театральной сцене – в «Братьях Карамазовых». Так, Дмитрий Честнов исполняет роль Павла Смердякова (незаконнорожденный сын помещика Карамазова и юродивой Лизаветы).

«Для меня стало открытием, что в произведениях Достоевского много юмора, хотя со школьных времен помнишь его как серьезного писателя-философа, – говорит Дмитрий. – Некоторые главы в «Братьях Карамазовых» написаны даже в пародийном стиле. Для меня это было настоящим спасением при подготовке к спектаклю. Находя юмор в трагическом, мы можем лучше понять противоречивую человеческую душу».