В Северной столице завершилась персональная выставка народного художника России Никаса Сафронова «Большая любовь к Петербургу». За два месяца её посетили свыше 150 тысяч человек, а сам вернисаж стал событием в жизни города.
Встретиться с кумиром
В разные дни посмотреть на работы мастера приезжали известные личности, в том числе губернатор Петербурга Александр Беглов и официальный представитель МИД Мария Захарова. Приехали и знаменитые актёры, звёзды международного уровня, популярные блогеры. Многие из них давно и прочно являются друзьями Никаса, поэтому общение было тёплым и душевным. Так в гости к художнику пришли народные артисты Михаил Боярский, Иван Краско, Мария Миронова и Сергей Селин, известный по роли Дукалиса в «Улицах разбитых фонарей»,
Приезжал и звезда турецких сериалов Бурак Озчивит, преданно любимый в нашей стране многими поклонницами. Выяснилось, что творчество Сафронова нравится турецкому мачо с юных лет. Еще подростком он побывал на выставке Никаса в Стамбуле и с тех пор запомнил его работы. А сейчас, как оказалось, Бурак тоже рисует и даже планирует открыть со своим кумиром совместную выставку. Ажиотаж вызвал и визит итальянской кинодивы Орнеллы Мути. С Никасом звезда «Укрощения строптивого» давно дружит, ценит его полотна и искренне обрадовалась, когда маэстро подарил актрисе её портрет на фоне белой лилии.
Также в завершающие дни выставки художник встретился с иностранными и российскими журналистами. В состав делегации входили сотрудники ведущих СМИ Бразилии, Аргентины, Китая, Азербайджана, Объединённых Арабских Эмиратов. В их числе Сюй Хунбо, Фарид Акбаров, Фарида Абдуллаева, Карим Муртада, Сергей Монин, Кармен Ариэла Руис Каро Рейес, Альваро Алехандро Прадо Руис Каро. Они были аккредитованы на саммите БРИКС в Казани, а после его завершения специально приехали в Петербург, чтобы посетить выставку Никаса Сафронова. Пользуясь случаем, журналисты задали художнику целый ряд вопросов, на которые он ответил предельно откровенно.
Но гостеприимный Никас не забыл и о рядовых посетителях. Помимо различных скидок в день закрытия вход в Инженерный дом Петропавловской крепости для всех был бесплатным, плюс выдавалось немало приятных презентов. «Мы не стремимся изо всех сил заработать,- объяснил свою позицию мастер.- Например, помещение, где проходит выставка мы за свой счет отремонтировали и переделали „под себя“, так что в итоге ещё остаёмся должны. Но для меня главное, что люди могут получать удовольствие — наслаждаться полотнами, светом, звуком, точной подачей, музыкой. Ощущать, что живут в мире искусства. Быть на „ты“ с современными технологиями: считываешь QR-код — и картина оживает».
В целом на выставке было немало деталей, указывающих на принципы, которых художник придерживается в жизни. Так многие внимательно читали стихи, развешанные на табличках. Эти поэтические строки принадлежат друзьям Никаса, в том числе Валентину Гафту. Свыше 30 лет они дружили, вдохновлялись творчеством друг друга и когда легендарного артиста не стало, Сафронов издал книгу, где стихи Гафта позволяют по-новому посмотреть и на картины Никаса. Она называется «Я и Ты», что тоже говорит об уровне человеческих отношений.
Путешествует с блокнотом?
В чём же феномен Никаса Сафронова? Прежде всего, в его работах. На выставке в Петербурге было представлено около 100 картин, — от студенческих дебютов, до произведений, созданных в соавторстве с искусственным интеллектом, — и каждая вызывала неподдельный интерес. Вот портрет Павла Дурова «Свобода» — таким образом художник решил поддержать задержанного в Париже основателя «ВКонтакте» и Telegram, хотя сам его никогда не видел.
А вот — Пушкин, глядя на который вспоминаются творения классиков. Кажется, что великий поэт слушает пение птиц, любуется роскошным убранством, но душой он устремлен в золотую Болдинскую осень, где так прекрасно работалось. Здесь же Петропавловская крепость, выполненная с натурных зарисовок. Кстати, это еще одна отличительная черта мастера. В наш век гаджетов художник продолжает путешествовать по старинке — с блокнотом, карандашами, этюдником, красками и привозит множество изобразительного материала, который дорабатывает в мастерской.
Вот виды Венеции написанные в стиле Dream Vision (в переводе с английского — «видение сна, мечты», прим. ред.), технике, которую изобрёл сам художник. «Размытая картинка» добавляет сюжету романтики, загадочности, открывает скрытые грани. Рядом работа, где он отдает дань гению Дали. Эпатажный испанец сморит на нас безумными глазами из океана своего сознания, в котором царят чудовища. Особым светом мудрости наполнен знаменитый шар Никаса, а ведёт к нему лестница познаний.
Подолгу рассматривают зрители и натюрморты. Кажется, вечный сюжет — «Весна и любовь». Каждый по-своему представляет эти прекрасные состояния, но что делает Никас? Он соединяет попугая — символ мудрости и долголетия с кроликом — символом плодородия. И сажает эту парочку, как птичек, на ветку. А в какой-то момент кролик может помечтать и полететь.
Большую роль играет в его творчестве и портрет. Сколько он написал портретов более чем за 40 лет, не сосчитать. Королей, президентов, премьер-министров, знаменитых артистов... Большинство в частных коллекциях, но некоторые можно увидеть. В Петербурге на нас с атриума Петропавловки смотрели отец Тихон Шевкунов, Никита Михалков, патриарх Кирилл, расстрелянный ангел — дочь Николая II, необычные женские образы.
Картина валялась?
«Я учился долгие годы, рассказал о себе Никас. — Закончил Грековское, Суриковское, работал в Италии, Англии. Мои смыслы — профессионализм, техника Dream Vision, современное искусство. Я много работаю, преподаю академический рисунок, живопись, но старюсь сблизиться и с современностью, молодежью. Мир меняется, однако нужно помнить об истинных ценностях и при этом разбираться в передовых течениях.
Есть ли у меня любимые работы? Я все считают незаконченными. Леонардо написал 12 картин, не все удачные, но этого оказалось достаточно, чтобы он вошел с „Джокондой“ в историю искусства. Много лет назад я учился в обычной школе и нарисовал девочку с четырьмя глазами. Это было её особенностью, глаза „прыгали“ и я назвал картину „Неуловимая“. Она валялась и вдруг в 80-х стала очень популярна, а в 90-х ее купили за большую сумму. Хотя для меня она ничего не представляла и я подарил её врачу, который делал мне зуб, он не хотел брать денег. Удивительно, но никогда не знаешь, что в истории станет ценным.
За 10 лет у меня прошло около 300 выставок по России и сейчас я готовлю экспозицию в Ватикане, Женеве, Абу-Даби, — продолжил маэстро. — Потому что одна из основных задач — соединить культуру России с другими странами. На Западе пытаются запретить Достоевского, Толстого, Чайковского. Абсудр, это гении, они написали великие произведения и им плевать на запреты. Ну а деятели, которые вводят ограничения обкрадывают сами себя. Давно сказано: хлеба и зрелищ, причём пища духовная — самая важная, а Россия всегда была очень богатой на творческих людей. Сегодня тревожное время, мир наполнен атомным оружием. У меня тоже есть картина, где изображены „часы судного дня“ и там осталось совсем мало. Спасти могут общие ценности, в том числе искусство. Оно вечно, принадлежит всему миру и может стать мостиком между странами и народами».