Добро с кулаками или человек из народа? Какой киногерой нужен сегодня

Баллада о солдате / Кадр из фильма

Большое исследование современного образа героя в российском кино- и сериальном производстве представил ​«Газпром-Медиа Холдинг». Презентация состоялась в рамках юбилейного X Форума объединенных культур. Уникальность исследования состоит в том, что впервые участниками опроса стали не только зрители, но и профессионалы индустрии, которые вместе сумели вывести формулу «героя нашего времени».

   
   

О том, какие архетипы сформировались в актуальном российском кинематографе и какие образы будут нужны аудитории в ближайшее время, обсудили участники дискуссии.

Российский герой становится ближе к народу

По словам генерального директора холдинга Александра Жарова, работа шла на протяжении полугода. За это время инициаторы исследования поговорили с огромным количеством лидеров киноиндустрии (в список вошли председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, продюсер Петр Ануров, режиссеры Андрей Кравчук, Жора Крыжовников, сценаристы Андрей Золотарев и Олег Маловичко) и провели анализ отечественных фильмов за 40 лет с упором на последние четыре года. Но самое важное — обратились к зрителям не только больших городов, но и малых населенных пунктов с населением менее 100 тысяч человек. И все для того, чтобы понять, как выглядит «герой нашего времени» в кино и сериалах.

«Главным выводом нашего исследования является то, что образ героя российского кино все больше отходит от тех предустановок, которые в свое время были внедрены западной массовой культурой. Этот тренд мы видим как в постепенном преображении старых, заимствованных архетипов в новые образы, которые соответствуют ценностям российских зрителей, так и в формировании отдельных, уникальных для отечественного кино образов», — подчеркнул Жаров.

Рефлексирующий герой, разочарованный в окружающем мире, или коротко «Потерянный», теперь становится так называемым «Ищущим смысл и истину» — деятельным человеком, который не просто рефлексирует, но ищет пути выхода, готов помогать другим людям. Он смелый, настойчивый — и этим очень интересен и близок зрителю.

На смену «Бегущему из безысходности», герою, которому Россия и то место, где он родился и вырос кажутся мрачными и бесперспективными приходит другой герой — «Локальный Патриот», невероятно востребованный у наших зрителей. Это герой, который любит то место, в котором родился или живет, пытается менять его к лучшему и других вдохновляет на перемены.

Другой тип героя, борец с несправедливостью, «Супермен-одиночка», меняет образ на персонажа, которого можно охарактеризовать как «Добро с кулаками». Такой герой окружен семьей и близкими, готов на все, если видит несправедливость и хочет ее предотвратить. А еще встречаются перевоспитанные герои — такие, как Гриша из комедии «Холоп», и везунчики — этот тип часто можно встретить в сказках.
Женские образы тоже переживают изменения: «Хищница», которая пользовалась внешними данными, чтобы получить желаемое, уступает место «Настоящей женщине» — героине, которая всего добивается сама, благодаря твердости своего характера и мудрости.

   
   

Гендиректор холдинга отметил, что самым сильным образом, который назвали во всех фокус-группах, стал «Человек из народа», наш современник. Его главная характеристика — готовность самоотверженно защищать правду и справедливость. А в критические моменты такой персонаж демонстрирует уверенность, искренность и оптимизм.

«Наше исследование представляет уникальный взгляд на эволюцию образа героя в российском кино. Оно продемонстрировало, насколько важно выявлять ключевые закономерности и отслеживать перспективные тренды для создания образа героя, который не только отражает наше прошлое и настоящее, но и открывает окно в будущее общества», — поделилась директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья Пугачева.

Запрос на актуальность

Современные герои, конечно, не только те, кого зритель видит на большом экране. Сейчас подвиги совершаются на передовой, в зоне СВО, и время говорить об этом языком кино стремительно приближается. Как подчеркнул Жаров, в исследовании учли мнение участников специальной военной операции и членов их семей. И если профессионалы индустрии подошли к вопросу с осторожностью — посчитали, что время таких картин еще не наступило, поскольку тема остается очень болезненной, то опрошенные участники и семьи ответили однозначно: кино подобной тематики необходимо снимать, чтобы запечатлеть подвиг героев.

«В фонде „Защитники Отечества“ мы общаемся с ветеранами СВО каждый день и видим, что у них есть запрос на сохранение памяти. С другой стороны, и общество нуждается в героях. Эту задачу может решить современный кинематограф. Патриоты, готовые ради Отечества на все, живут среди нас, нужно только как можно больше говорить о них, в том числе на языке искусства», — подчеркнула статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ, председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева.

С ней согласилась Ирада Зейналова, модератор дискуссии, журналистка, назначенная послом РФ в Республике Маврикий: по ее словам, сейчас самое подходящее время для того, чтобы изменить ментальную карту зрителя и заложить актуальные коды. «Герой — это то, как мы называем человека в кино. Настоящие героям очень сложно себя так назвать. Мы должны назвать их героями, мы должны снять про них, мы все вместе, одна большая страна, которая должна их поддержать и их семьи», — отметила она.

Офицер спецподразделений в отставке, ветеран КТО, доброволец и ветеран СВО, психолог, инструктор ВМА им. Кирова по тактической медицине и обучению первой помощи Владимир Ермак рассказал, что бывал в зоне боевых действий и на передовой, и в качестве психолога. Эти два мира очень разные, и надо понимать, что экстремальные ситуации зачастую выводят на первый план тех героев, которые по-настоящему созвучны времени. В пример он привел Данилу Багрова из фильма «Брат» Алексея Балабанова.
«Данила Багров — это дух времени, простой парень. Он отражал чаяния народа. Сейчас на СВО в массе своей — обычные ребята, водители фур, менеджеры, чиновники. Данила Багров передал в духе своего времени образы того, как надо думать, действовать и видеть мир. Гораздо тяжелее реабилитировать человека, когда событие уже случилось. Проще возвращать, когда ты его подготовил, когда подготовил семью, как ждать, надеяться и верить», — добавил он.

Анна Цивилева при этом отметила, что в новой реальности образ такого русского офицера как Владимир Ермак гораздо ближе русскому зрителю, чем любой голливудский персонаж.

Российскому кино нужна большая идея

Отношение к российскому кинематографу за последние годы сильно изменилось: теперь зрители действительно ждут отечественных фильмов, они доверяют создателям и готовы идти в кино, чтобы первыми увидеть новинки на большом экране.

Актер театра и кино Милош Бикович, сыгравший главную роль в комедии «Холоп», поделился мнением о том, что кино набирает уровень не только в качестве и в количестве, но и становится очень актуальным. Размышляя на тему, почему Гриша из «Холопа» стал таким ярким представителем современного героя, он подчеркнул, что причина в том, что этот образ отражает христианские ценности. Общество хочет, чтобы он исправился. Эта ценность транслируется очень точно и аккуратно, показывая красоту идеи человеколюбия, которая очень вдохновляет.

«Трактуя смысл, влюбляя в красоту, мы можем ответить на вопрос об изменении ментальной карты и о наших ценностях, которые мы транслируем через культуру и тем более через кино», — отметил Бикович.

Культура необходима для переустройства мира, но она начинает захватывать массы и становиться интересной широкой аудитории только тогда, когда может предложить большую идею, уверен генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

«Ни один опрос, ни одна конференция не расскажет вам, как создать героя. Потому что это не поддается анализу. Может быть популярный артист, популярный фильм, но это не значит, что он станет героем поколений. Должна быть сформулирована идея, и для нашей страны она должна быть большая. И она уже зреет», — сказал Шахназаров.

Председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра и школы Олега Табакова, директор театра «Современник» Владимир Машков выразил мнение, что истинный «герой нашего времени» еще не появился, но близок к тому, чтобы заявить о себе.

«Мне кажется, сейчас время документалистов и поэтов, которые находят самые великие строки. А герой формируется, он появится вот-вот. Но он появится, если мы будем думать искренне», — пояснил Машков.

Замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева отметила, что перед теми, кто сейчас находится в тылу, стоит важнейшая задача по созданию смыслов и знаний о стране. Ведь это именно то, что поможет в формировании новой ментальной карты жителей России. Руководство региона видит свою цель так: показать героев, которые занимались освоением этих территорий. Картины об исследователях Дальнего Востока Владимире Арсеньеве и адмирале Геннадии Невельском уже снимаются.

На данном этапе очень важно определить общие культурные коды, чтобы общество могло жить и идти вперед, отметила модератор дискуссии Ирада Зейналова. Кроме того, необходимо сохранить единство и целостность страны, в том числе, культурное.

«Если мы не вырастим свое поколение, его вырастят другие. Если народ не создал свою культуру, всегда найдутся те, кто предложат свою. Это тоже влияние. Мы должны завоевать умы и сердца своего населения», — заключила она.