Шла Гражданская война, но группа художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой посчитала, что кукольный театр нужен городу. 12 апреля 1919 года был поднят занавес, зрители увидели «Сказку о царе Салтане» Пушкина.
Самой Любови Васильевне было тогда сорок лет. Она из дворян, воспитывалась в Екатерининском институте, училась у знаменитого художника Маковского, а также в Париже. Возможно, именно там увлеклась куклами, как это произошло и с человеком, подхватившим эстафету и руководившим театром 45 лет, - Евгением Деммени.
Евгений Сергеевич вспоминал, что восьмилетним ребёнком увидел в Париже представление театра «Гиньоль» (по-нашему - «Петрушка»), и навсегда заболел куклами. Но сыну чиновника министра двора Его Величества и «смолянки» пришлось закончить кадетский корпус, офицерские курсы, поучаствовать в Первой мировой и Гражданской войнах. За боевые действия в рядах Красной Армии он был награждён почётным знаком «Честному воину Карельского фронта».
В автобиографии Деммени писал: «По происхождению - дворянин, по образованию - военный, по устремлениям - актёр». Начинал на драматической сцене, руководил драмкружком рабочего клуба «Петрогубтранса». Как-то в витрине «Магазина случайных вещей», как тогда называли комиссионки, Деммени увидел старинный сундук, а в нём - восемнадцать подлинных французских кукол, героев театра «Гиньоль»! Он купил их, и с этого момента жизнь круто изменилась.
С рабочими Деммени задумал поставить кукольный спектакль. Бывший сослуживец Юрий Гауш написал пьесу «Арлекинада», его отец - известный тогда художник Александр Гауш - взял на себя изобразительную часть. Молодые кружковцы - токари, столяры, монтёры - построили сцену и декорации. Премьера - в голодном и холодном Петрограде - состоялась 14 января 1924 года, успех был ошеломляющим.
Самодеятельный коллектив вошёл в состав ТЮЗа как «Театр Петрушки». Маршак написал о Деммени так: «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки - до старости лет не бросает игрушки». В 1930 году коллектив Евгения Сергеевича объединился с Театром марионеток. В середине тридцатых переехал в здание на Невском, где располагается до сих пор.
Всегда первый
За свою творческую жизнь в театре Деммени поставил почти 150 спектаклей. И всегда был новатором. Это были первые постановки на современные темы, первые произведения классиков на кукольной сцене, причём «замахивались» на самого Шекспира, Мольера, Сервантеса, Гоголя, Чехова.
Первый в Европе кукольный фильм «Макс и Мориц» был снят Деммени в 1928 году. А первый телевизионный спектакль «Школяр в раю» появился тогда, когда телевидение в стране только зарождалось, - в 1938-м. Первые курсы по подготовке режиссёров и актёров для кукольных театров Евгений Сергеевич организовал в 1927-м. Ну а сам мастер, опять-таки первым из кукольников, в 1934 году получил звание заслуженный артист РСФСР.
Когда началась Великая Отечественная война, театр продолжал работу. Но в январе 1942 года отключили свет и воду, и тогда куклы «пошли на фронт». Маршак написал памфлет «Юный Фриц», спектакль по которому был показан бойцам более шестисот раз.
Из артистов, мобилизованных в армию, не вернулся никто. Из оставшихся в блокадном городе погибло большинство. Но часть эвакуировалась в Иваново, где театр продолжил работу. Ну а к 65-й годовщине Победы, в 2010 году, был восстановлен «Юный Фриц», с тех пор спектакль играют в дни праздника.
Счастливое число
Месяц назад, в марте, в театре отметили 116 лет со дня рождения Деммени. Интересно, что во многих официальных изданиях дата рождения указана как 12 марта, но сам Евгений Сергеевич всегда отмечал свой день рождения 13-го. Он считал это число счастливым.
На вечере артисты показали несколько номеров из эстрадного репертуара великого кукольника: «Двенадцатая рапсодия Листа в исполнении пианиста-виртуоза», «Цыганский танец». Для этого взяли кукол Деммени и в очередной раз убедились, что сама природа одарила мастера особыми руками, с удлинёнными пальцами. Чтобы работать с куклами Деммени, пришлось приспосабливаться.
Кстати, обычному зрителю непонятно, чем отличаются марионетки от других кукол?
Марионетка повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей. В руках опытного кукловода марионетки способны выполнять мельчайшие движения.
Управлять ими - особое искусство. Кстати, марионетки - древнейшие артисты, их упоминают даже античные авторы.
В Театре имени Евгения Деммени собрана огромная коллекция кукол. Это и герои французского театра XIX века, и марионетки народных умельцев, и авторские работы известных скульпторов и резчиков по дереву. Как произведения искусства куклы представляли страну на международных выставках. И завоёвывали награды. Они и сейчас много путешествуют. Кто бы мог подумать, что кукольный театр гастролирует по миру больше любого прославленного драматического! И в международных фестивалях участвует чаще.
Но не покидает ощущение, что в родном Петербурге театр Деммени недооценён. Хотя дело ведь не во внимании критиков и модной режиссуре, а в том, что каждый год сюда приходит больше сорока тысяч зрителей!