Алексей Гуськов: Я изначально верю в доброе и хорошее в человеке

   
   

О себе я узнаю из Интернета

- Алексей Геннадьевич,  у Вас есть персональный сайт в Интернете. Бываете ли Вы на его страницах, общаетесь с людьми? (egorov)

 - У меня нет персонального сайта. Но, как и у многих актеров, у меня есть фан-сайт. Я знаю, что им занимается женщина по имени Виктория из Новосибирска. Я ей очень благодарен за это.  Захожу на этот сайт,  правда, очень редко -  раз в два-три месяца. Там постоянно происходит какое-то общение, я даже там больше о себе узнаю, чем на самом деле есть (смеется).

- Алексей, у вас много ролей, где вы играете отрицательных персонажей.  Не помешало ли это Вашей карьере? (Лидия Петрова)

- Мне очень не хочется что-то повторять и тиражировать.  Но это мое  «хочу - не хочу». Реальность такова, что есть данное мне мамой и папой лицо и соответствующий образ. Моя профессия – актер. У меня большая семья, надо зарабатывать деньги. Конечно, есть предложения, из которых ты выбираешь. Но эти предложения часто бывают однотипные.

Хотя, этим летом я снимался во Франции у режиссера  Раду Михайлеану. Он не знает, что я в России «съел волка».  И я играл дирижера, очень мягкого человека.

Я очень жду этой французской картины. Она называется «Концерт».  Не могу о ней много рассказать из-за с контракта. Но это действительно -  большой французский фильм. Мой герой – русский дирижер, а сама история  о том, как в театре Шаттле оркестр играет Чайковского.  Я провел на съемочной площадке полгода в волшебном мире музыки. И 12 минут дирижировал оркестром сам. Фантастическое ощущение.

 

Никто не знает, как воплотить чистую идею света и добра

- Согласны ли вы с тем, что образы отрицательных персонажей намного ярче, а показать добро так, чтобы это было убедительно, довольно сложно? (black&wighte)

   
   

- В книге Александра Наумовича Митты «Кино между адом и раем» говорится о герое ДЕЙСТВУЮЩЕМ. Действующий герой всегда интереснее и для режиссера, и для зрителя, чем носитель каких-либо идеалов. ДЕЙСТВУЮЩИЙ герой активен,  но последствия его действий  разные – он кого-то обижает, с кем-то спорит, с чем-то не согласен, что-то постоянно преодолевает.

Наверное, никто не знает,  как воплотить чистую идею света и добра. Все ищут героя. Яркую личность. А поиск чистого и светлого начала – вещь очень трудная. Достоевский написал огромное количество романов, но «Идиот» один, да и там спорно все очень.

- Почему, как вам кажется, российские зрители, да и вообще зрители, все-таки больше любят отрицательного героя?

- Может, это последствия нашей жизни. Это очень философский вопрос. У нас сейчас очень агрессивное телевидение, агрессивный кинематограф.

 - А может, потому что даже в злом персонаже люди ищут что-то хорошее?

- Люди ничего не ищут. Это вы заблуждаетесь. Я считаю, что искусство — это развлечение. Человек идет в кино, садится у телевизора, чтобы просто развлечься.

 - То есть, вы считаете, что  сейчас искусство ничему не учит?

- Да и никогда этого и  не было. Что искали в наскальных рисунках древние люди? Ну что они искали? На этих рисунках даже похожести не было. Просто история. Какой-то изобразительный ряд. Отрыв от действительности.

 

Великое искусство – это мифотворчество

- Тогда получается, нет ни хорошего кино, ни плохого? Но есть же  фильмы гениальных режиссеров... Тарковского, например.

- Тарковский — это отдельный мир. Но  разве он учил чему-то? Он создавал свой мир, все художники создавали свой мир. Андрей Арсеньевич, вероятно, так жил, так веровал....

- То есть делал это только для себя и ни для кого?

- Конечно. А для кого? Для шахтеров из Новокузнецка или интеллигенции из Питера? Или для кого? Прежде всего, художник делает для себя. А уже как его воспринимают... Великое искусство оно само по себе мифотворческое.  В нем обязательно заложен миф, какая-то пассионарная идея.

Если говорить об искусстве кино, то пройдет время, прежде чем  это как-то оценят. А в театре  действие происходит прямо сейчас, на наших глазах. Я недавно был на премьере  спектакля «Синее чудовище» в «Сатириконе». И я не шел туда, чтобы искать добро или зло.  Я пришел  посмотреть спектакль.

И после спектакля я написал SMS Константину Райкину:  вот как ты смог легко, свободно  рассказать о больших вещах? О любви… Любовь -  это самое главное в жизни... Значит, хорошее ощущение осталось во мне, да не только во мне.

Ни один человек не скажет вам, что идет в театр, чтобы познать о добре и зле, о своей жизни! Этого никогда не было и не будет! Творить — это самое прекрасное  ощущение человека, полет - это ощущение творчества. Это касается не только театра. Творчество может быть в  абсолютно в любом деле. Если есть полет от творчества, это прекрасно. Наверное, за этим человек ходит в театр. И тогда жизнь становится не такой серой: родился, женился, учился, умер...

 

Я себя проверяю

- Алексей Геннадьевич, расскажите про последний фильм «Тот, кто гасит свет». Как вы вообще оцениваете свою работу в этом фильме и сам этот фильм? (Андрей Волков)

- Мы только сейчас начали заниматься жанрами. Например, фильм «Тот, кто гасит свет» - это настоящее жанровое кино, триллер со всеми его законами. Мне понравилось. В принципе, это обычная ментовская история, которую мы видим по нашим телевизионным экранам с утра до вечера. То же отделение милиции, тот же преступник, тот же следователь...  Но фильм выше, чем обычная ментовская история.

Рабочее название фильма было «Государь». Государь страха.  Ведь фильм о том, что страх корежит человеческие отношения, рождает круговую поруку, твин пикс. Мне кажется, в этой картине   все очень талантливо сложено, моими партнерами были замечательные актеры.

- В кино есть сцены драки, трюки различные. Вы сами все это выполняли? Или каскадера приглашали?

- Там, где мог, сам делал, где совсем уже было травмоопасно - каскадер. У меня появилась  возможность попробовать достаточно сложные трюки. И мне хотелось проверить: смогу  я или  нет: например, подняться по трубе на третий этаж. Было очень скользко, и меня страховали ребята-альпинисты. С Артуром (Смоляниновым — Прим. авт.) мы висели на семиметровой высоте. В кино это не ощутишь, потому что камера сверху, но это действительно высоко, и есть момент риска. Вроде ничего, еще пока могу.

- Действие ваших последних фильмов разворачивается в провинции. Почему? (Курышева Галина)

- Москва и Питер – они же к России никакого отношения не имеют! Это два отдельных государства и два отдельных города.  Я больше всего люблю экспедиции, съемки в маленьких городах. Знаю, что фильм всегда будет лучше московского.

- В фильме «Тот, кто гасит свет» показан маленький город, и что там происходит. Там же люди с ума сходят на самом деле от нереализованности!

- Ну да, от  нереализованности. Ведь, например,  с чем еще был связан успех  «Таежного романа»? Там была показана история трех семей, живущих в военном городке. А ведь вся страна в советское время представляла собой маленькие военные городки. Очень тяжело в переходное время пришлось именно мужикам. И вот эта мужская ответственность, решительность в характере Миши Ефремова, в моем характере и в башарском подкупила зрителей. Эти образы сильных мужчин при оружии очень узнаваемы для большого пласта российского населения. А женщины были при хозяйстве и любви. Все было как-то так очень правильно сделано.   

- Какие фильмы с Вашим участием выйдут на экраны в ближайшее время? (Kate)

- Один фильм я не знаю еще,  как будет называться – «Караван» или «Поставка». Его снял  режиссер Андрес Пуустусмаа. Этот фильм о первой таможенной операции по прерыву наркотрафика из Афгана в середине 90-х. Эта история реальная, ее написал Валерий Драганов, возглавлявший в то время таможенный комитет (сейчас он  депутат Госдумы РФ- Прим. авт.). Прообразом моего героя стал отчаянный  питерский таможенник. Интересный характер, между прочим! А мы и не знаем часто, кто рядом с нами живет...

О французской картине «Концерт» я уже рассказал.

У каждого есть право на свой лес

- Вы актер, в людях вы в жизни разбираетесь? (Nik)

- Я изначально верю в доброе и хорошее в человеке.  А дальше… как складываются взаимоотношения.  

У каждого  есть право на свой «лес». Вот я всегда говорю: я живу в своем лесу и хожу по своим тропинкам. Бывает, проходит какой-то этап, я человека отпускаю, если у нас не получилось понять друг друга. Жизнь сейчас сумасшедшая.  Если общение с человеком перерастает во что-то большее: в какие-то звонки, встречи, это одно. Но если не хочется общаться  – я скажу человека спасибо, и мы расстанемся. К сожалению, это так. И никак иначе.

Театр – тяжелая арифметика

 

- Как у вас складываются отношения с театром?  Почему Вы официально не состоите ни в одной театральной труппе? (Евгения Белова)

- Так сложилось. Я преподаю в институте, в школе-студии МХАТ, и мне, в принципе, этого хватает. Вообще, театр – это дело молодых людей – это я абсолютно точно сейчас могу сказать. Когда человек молодой, он еще так не задумывается о материально-социально-слововой составляющей. Театр – тяжелая арифметика.

Сейчас многие театры не отличаются друг от друга. Раньше ты шел в театр на определенную культуру, на определенную эстетику. За многими театрами стояли великие режиссеры - Гончаров в театре Маяковского,  Ефремов -  это был Московский художественный театр, Любимов – Вахтанговский, ну и т.д. и т.д. Сейчас, в основном,  театр – супермаркет, это не я сказал, а Олег Павлович Табаков: «Торгуем, чем можем», когда его пытались критически поддеть. Я думаю, это примета такая времени. Я себе театр заполнил институтом, потому что очень интересно работать с третьим курсом, когда они уже что-то могут и привносят свое. Сейчас у меня выходит спектакль, мы только-только сдали. Этим, я конечно, очень доволен. Иногда, конечно, хочется подпрыгнуть, побежать на сцену и помочь им…

У меня есть антреприза одна, собственно говоря, с которой я и приехал в Питер. Больше я нигде не играю. Там хорошая классическая пьеса, французская комедия. Тоже торгуем, чем можем. Комедиями, прежде всего.

Если нет работы, я начинаю скучать

- Как Вы отдыхаете? Чем увлекаетесь в свободное время? (Нестерова Татьяна)

- Нет, я трудоголик. Если нет работы, я очень быстро начинаю скучать.

- Всегда ли работа приносит чувство удовлетворения? (Нина)

- Очень редко предлагают  действительно интересные сценарии. Раз в 5-7 лет актеру приходит сценарий, который он хочет. Все остальное, в принципе, превращается в поток. Но и поток бывает разный: бывает, не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Когда-то я снимался в фильме «Важнее, чем любовь». Так я сначала не хотел даже сценарий читать.  И вдруг мне звонит Токарева Виктория Александровна, которую я бесконечно уважаю. До этого она  мне никогда не звонила. Я говорю: «Але». Она: «Это Токарева». Я говорю: «Здрасьте, Виктория Александровна!» А она мне:  «Вот у меня в левой руке мыло, а в правой веревка. Я сейчас повешусь – вы даже не хотите читать сценарий». Я говорю: «Все, я уже читаю!» А Виктория Александровна: «Мало того, вы еще и сниматься не хотите!» Я говорю: «Ну,  это запрещенный прием, нечестный. Но скажите там, что я согласен». И все. Вот такое было начальное отношение к материалу, и к работе. И вот в третий или четвертый раз картину показывают (на третий раз я ее только посмотрел, и то не до конца), я смотрю и думаю: надо же, не знаешь, где найдешь, где потеряешь! Но там был хороший партнерский состав  хорошая литература, безусловно, и очень знающий режиссер, Вадим Островский.

И раз в 5-7 лет приходит такая желанная работа, когда ты понимаешь, что что-то там в тебе совпало на тот период. А дальше, когда эта работа выходит, она должна совпасть со временем, она должна попасть в «желалки» зрительской аудитории. Человеку хочется счастливого конца или героя плохого-плохого, а потом, чтобы он раз -  и стал хорошим. Вот такой сказки. И вот он идет. Ведь действительно бывают периоды, когда зрители,  ну,  не хотят смотреть серьезное кино. Или надоели комедии – нужна какая-то «духовка». Вот тогда  и выстреливает «Идиот». И все удивляются. Надо же! А мы еще ничего, еще читаем, оказывается!.

 

Я уважаю искания своих детей

- Алексей Геннадьевич, у Вас жена актриса. Вы обсуждает с ней свою работу?

- Нет, мы вообще не говорим о работе. Мы никогда не работали вместе, ну кроме, может антрепризы, или порядка трех фильмов. Это не значит, что комфортно-некомфортно, это значит, судьба так распорядилась, и мы так живем. Просто знать заботы коллектива моей жены мне не очень интересно, а мне вываливать свои рабочие моменты тоже – она же не помойное ведро. Семья – это место, где ты можешь побыть просто слабым…

- Ваши дети связаны с театром?

- Старший  заканчивает Вахтанговский. Есть еще дочка, она закончила институт,  знает два языка, работает в фирме. Сейчас кризис бабахнул, я спрашиваю: «Ну что, как там у тебя?» «Ничего, держимся, все в порядке»..

Старший, не знаю, посмотрим. Мальчик со способностями, а дальше не знаю. Сейчас вот фотографией увлекся. Я уважаю его искания,  потому что до какого-то другого периода времени  у ребенка нет другой матрицы кроме матрицы родителей. Он ее и клиширует до определенного момента. А уже потом если хватает мужества, то он начинает делать что-то другое. Ведь самое сложное – угадать свои способности. Если человек угадал – все, он все будет счастливым, независимо от количества денег. Я говорю своему сыну: я уважаю твои поиски до 25 лет, потому что моя мама уважала мои поиски. У меня был первый институт, потом второй, театральный. И актером я стал не сразу потому,  что я снимал кальку с родителей.

 

Все зависит от нас самих

- Получается вести здоровый образ жизни? Или вы вообще по этому поводу не заморачиваетесь? (sidewinder)

- Я слежу за собой. Я не фанат ни спортивных залов, ни какого-то вида спорта отдельного. Если это связано как-то с работой – тогда это другое. Я подвержен всем грехам. Иван Охлобыстин говорит: должен быть у человека какой-то грех, чтобы он предстал перед Господом и попросил за него прощения.

- Вы знаете рецепты здорового образа жизни?

- Есть надо меньше!  Но стараться себя насильно ограничивать бессмысленно. Если человеку хочется, он всегда все сделает, вот поверьте мне. И если надо. Как люди бросают курить? У моего знакомого – два года назад инфаркт бабахнул. И  – все! Спрашиваю: и не тянет курить? И не тянет даже! А так мучился 10 лет, так мучился!

Все ведь действительно зависит от нас самих. Как выучить язык? Да по два часа в день заниматься, и выучишь язык! Как похудеть? Да вставай каждое утро и беги 5 километров! Через месяц увидишь, что все хорошо. Весь секрет. Но я ленив, я не бегаю по утрам!

- Значит, едите меньше.

- Стараюсь.                       

       



 

Смотрите также: