Андрей Могучий: «Мы - давно не окно в Европу»

   
   

«Любая награда - это итог, но не вершина», - считает Андрей Могучий, получивший высшую петербургскую театральную премию «Золотой софит», как лучший режиссёр-постановщик. Интересно, что в день церемонии он был в Москве, где получал ещё одну награду - государственную премию имени Станиславского.

Награды обременяют

- "АиФ-Петербург": Андрей, как-то вы сказали, что награды вас напрягают…

- Обременяют. На тебя начинают по-другому смотреть, значит, должен соответствовать. Любая награда - это итог, но не вершина. И не надо путать. Иначе - конец, атрофируется желание двигаться дальше. На самом деле вершина всегда недосягаема.

У меня, слава Богу, нет эйфории по поводу наград. Буквально на следующий день постарался репетировать новый спектакль и забыть про праздник.

- "АиФ-Петербург": Но разве не прав Козьма Прутков, который утверждал, что «поощрение необходимо художнику, как канифоль - смычку виртуоза»?

- Согласен. Как-то я похвалил одного человека, а мне говорят: «Ты ему ещё, ещё скажи!» Художник ведь сам себя с трудом оценивает, если он не шизофреник или не самовлюблённый болван. Всегда есть сомнения. У меня, например, степень самооценки невысока, поэтому премии - топливо для движения.

   
   

- "АиФ-Петербург": Спектакль «Изотов», за который вы и получили награду, мне понравился. Но сама пьеса не показалась глубокой.

- Как же можно разделять? Образ спектакля для меня - единое целое. Если что-то не нравится, значит, и спектакль плохой. Кстати, первоначально материал был совсем другой, но драматург Михаил Дурненков, оказавшись в контексте конкретного театра, артистов, режиссёра, - переписывал диалоги, добавлял-убавлял эпизоды… То, что было сочинено всеми вместе, и является спектаклем.

Молодец, Москва!

- "АиФ-Петербург": В Петербурге идёт мало современных пьес. «Новая драма» расцвела в Москве, но ведь это в большинстве своём - абсолютная чернуха.

- У «новой драмы», как у любого проекта, есть плюсы и минусы. Но если бы её не было, не знаю, как ещё взрывать это болото. Молодец, Москва, что она активна, там хоть что-то происходит, чему можно оппонировать. А скажите мне, что происходит в Петербурге?! Вот уж за что сердце кровью обливается. Совершенно ничего! Или - на таком уровне провинциальности, апатии и бессмысленности, что лучше бы не делали.

- "АиФ-Петербург": Считается, что мы храним традицию…

- А что это такое? В чём она сейчас проявляется? Не стала ли трупом, который мы вынуждены тащить? Все мы выросли с Чеховым в голове, но с каким! С тем, которого имплантировали нам в мозг в школе, институте… Когда я вижу постановки Штайнера, Персиваля, которые к Чехову относятся свободно, оказывается - они ближе к нему, чем мы со своей замусоренной головой! Мы идём против автора, искажаем и мучаем.

- "АиФ-Петербург": Как вы относитесь к переделке классики на новый лад?

- Хорошо отношусь ко всему, что хорошо сделано. Если за спектаклем стоит художник, а в моём понимании это человек, обладающий совестью, внутренней болью, - и при этом ещё и умеет эту боль высказать - тогда мне всё равно, в каких костюмах артисты и в каком веке происходит действие.

Предложение и спрос

- "АиФ-Петербург": Когда, на ваш взгляд, театральный Петербург стал терять лидерство в стране?

- Последним из могикан был Товстоногов. Прошло уже более 20 лет, поэтому то, что делает для города руководитель Александринки Валерий Фокин, - бесценно. Спектакли театра ругают, хвалят, главное - идёт процесс. Это уровень, на котором не стыдно находиться, и ты не чувствуешь себя провинциалом. Кстати, возможности, которые Александринка предоставляет мне, - ни один театр столицы не смог бы. После работы на свободной территории своего «Формального театра» я опасался, что, придя в «российский академический», этой свободой обладать не буду. Оказалось, здесь она ещё и выше! Для меня Александринка - неформальный и неформатный театр, который не боится риска.

- "АиФ-Петербург": В городе есть ещё один по-настоящему современный театр - Мариинский, да и Михайловский подтягивается.

- И Гергиев, и Фокин - люди мира, они понимают глобальные процессы. А Петербург давно выпал из этого контекста, в отличие от Москвы. Пытались вернуть город в мировое пространство Слава Полунин, Антон Адасинский - где они? Город их, как и многих других, выдавил. И тем самым сам себя устранил из европейских и мировых культурных процессов. А ведь петербургская традиция - быть «окном в Европу».

- "АиФ-Петербург": Наша публика всё новое принимает в штыки, она консервативна.

- Публика идёт за тем, что ей предлагают. Если много лет предлагали Петросяна, она и стала такой. Мы живём в мире, в котором предложение определяет спрос, а не наоборот.

- "АиФ-Петербург": Как же разнообразить предложение?

- Сейчас собираю в Петербурге фестиваль, на который приедут молодые драматурги и режиссёры из разных стран. За короткое время каждая пара должна сделать 20-минутный спектакль. Это будут провокативные акции. Будут и мультипликация, и кино, и архитекторы, которые делают перформансы, потому что у всех похожие проблемы. Будем вместе размышлять, где причина потери профессии, где критерии, как двигаться вперёд…

- "АиФ-Петербург": Вы готовите детский спектакль «Синяя птица» по Метерлинку, чтобы отдохнуть от взрослых проблем?

- «Синяя птица» - заветная мечта, но опасная, потому что детскую аудиторию легко обмануть. Показывают глупость, а благодарные зрители с радостью смотрят. Этим успешно пользуются в «ёлочную кампанию» большое количество артистов. Я не хотел грех на душу брать, калечить души детские, но мечтал - поскольку и своих детей полно - сделать качественный спектакль.

Смотрите также: