О ситуации в российском кино и на телевидении, о лёгкостях и сложностях режиссёрской профессии рассказывает создатель «Шерлока и Холмса» и «Зимней вишни».
- «Русские деньги» по «Волкам и овцам», «Взятки гладки» («Доходное место»), «Банкрот» («Свои люди, сочтемся») - все три пьесы Островского ни разу не были поставлены в кино, только в виде театральных спектаклей. И хотя, с моей точки зрения, мы добросовестно и талантливо поработали вместе с хорошими актёрами, проката в кинотеатрах как не было, так и нет. Зритель ничего не видит. Телевидение, в свою очередь, не хочет ничего приличного показывать, лудит на потребу, пилит деньги.
Хотя вроде и Добродеев, и Эрнст - интеллигентные люди. Но они не могут делать такое телевещание, как канал «Культура». Весь прайм-тайм обслуживает вкусы «рекламодателей», которым на экране подавай стрельбу, гламур, ледовые дела, полуголых баб, судебные процессы и прочее.
Несложная профессия
В кино уже давно сложилось очень трудное положение. Для меня сейчас самым интересным является преподавание. Режиссёрская профессия не такая сложная с точки зрения технологии. Она непростая только в смысле творчества. Первое время я сильно ошибался, когда брал в мастерскую ребят со школьной скамьи. Они все были очень талантливые, симпатичные, но недозревшие, как яблоки с белыми семечками. Не хватало жизненного опыта. Режиссёру зачем нужен жизненный опыт? Чтобы лучше разбираться в людях. Ребята из школы в людях ещё не разбираются, но исключения бывают, типа Тарковского. Вчерашние старшеклассники просто мечтают быть знаменитостями, ездить на фестивали, а люди постарше уже знают, чего они хотят от профессии. Это требует не столько учёбы, сколько фундамента, заложенного в человеке.
Есть преподаватели-кинорежиссёры, которые учат студентов делать клипы. С моей точки зрения, это другое искусство в принципе. В своё время до революции в Петербургской Академии художеств, если обнаруживали, что студент живописного или графического факультета вдруг рисует карикатуры, его тут же выгоняли. Это портило руку и глаз. Человек, который рисует карикатуры, не может нарисовать психологический портрет или пейзаж, как Левитан или Васильев. Он видит мир по-другому. Карикатура - великое искусство, но никакого отношения к живописи оно не имеет. Так же и люди, которые занимаются клипами. Возьмите того же самого Бекмамбетова, его грандиозную рекламу банка до сих пор все помнят. Но он кино психологическое снять не может. Федя Бондарчук был клипмейстер довольно любопытный. Но то, что он делает сейчас, - это порча руки и глаза. Поэтому я своим ученикам говорю: увижу, что занимаетесь клипами, - выгоню.
Своих студентов я учу никогда ничего не планировать, особенно в своей жизни в кинематографе. Вот вы написали сценарий, думаете, что сможете его поставить - да никогда в жизни. Возникнет масса обстоятельств, при которых вы должны будете вырабатывать в себе качества вариативности, комбинаторики, чтобы ваше детище увидело свет. И не загадывайте далеко вперёд, иначе вся жизнь будет состоять из сплошных разочарований. Слушайте себя внимательно, включайте интуицию, идите по той дороге, которая вам кажется интереснее. До сих пор всегда с трепетом жду - авось судьба принесёт очередной интересный вариант.
Бей развлекуху!
Я всё же считаю, что кино должно удовлетворять желание людей переживать. А поскольку в нашей стране сейчас нет проката, то всякий смышлёный, хитроумный человек делает кино для фестивалей. А для фестивалей нужен в первую очередь этот самый арт-хаус. И поскольку там сидят в основном пресытившиеся критики, которые уже ничего нормального воспринимать не хотят, подавай им что-нибудь этакое, шиворот навыворот. Поэтому арт-хаус процветает.
Я категорически против того, куда сейчас движется вся кинематографическая история. Она движется в «развлекуху». По поводу неё я настроен очень воинственно. Эта зараза пришла к нам из Америки и заразила молодёжь. Вы приходите в кинотеатр, сидят молодые зрители, едят попкорн, веселятся, они явно пришли в кинотеатр не переживать. А отдохнуть. Это их право. Но их отучили от настоящего трудного кино. С маниакальным упорством учу студентов, чтобы зритель смотрел их ленты и проникал в жизнь, страдал, смеялся. Именно переживания чистят душу.
Что посоветовать читателям-зрителям в этой безнадёжной ситуации? Единственный способ сейчас увидеть что-то хорошее - только диски. Но смотреть их надо, не лёжа на диване, положив ноутбук или dvd-плейер на живот. А купить экран покрупнее и устраивать кинопрокат хороших фильмов у себя дома. И получать от этого большое удовольствие.
Смотрите также:
- Алексей Гуськов: Я изначально верю в доброе и хорошее в человеке →
- Виталий Каневский: «Жизнь - сплошная игра» →
- Юрий Грымов: «Я такой же как Тарантино» →