Впервые в этом году фестиваль «Усадьба. Джаз» был презентован в Санкт-Петербурге. 2 и 3 июля на территории ЦПКиО на Елагином Острове были открыты две площадки – «Партер» (главная сцена) и «Аристократ» (классическая джазовая сцена), на которых выступили более 20 артистов.
В первый раз
«Усадьба. Джаз» - фестиваль с семилетней историей, который ежегодно в первые выходные лета проходит в подмосковной усадьбе Архангельское. За эти годы в нем приняли участие более 200 различных коллективов из России, Украины, Белоруссии, США, Франции, Италии, Израиля, Бразилии, Грузии, Армении и других стран. Это событие в культурной жизни столицы ждут с нетерпением: в последние годы послушать качественную музыку приезжают более 20 тысяч человек.
Идея провести музыкальный праздник в Санкт-Петербург уже давно витала в воздухе. По словам генерального директора фестиваля Марии Семушкиной, очень многие зрители приезжали в Москву, чтобы провести выходные на «Усадьбе. Джаз».
«Мне кажется, что Петербургу очень не хватало такого события, которое бы объединяло джаз различных направлений, и проходило бы настолько позитивно. Оно органично вписалось в проходящие в вашем городе культурные мероприятия», - рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU Мария Семушкина.
Готовя «Усадьбу. Джаз» в Северной столице, изменили программу, ориентировав фестиваль именно на петербургского зрителя. «Мы сделали билеты в два раза дешевле, чем в Москве, и подобрали программу таким образом, чтобы здесь были и петербургские, и московские коллективы, и, конечно, иностранные», - отметила Мария.
Она пояснила, что первый фестиваль в Москве не сразу стал популярным. Сперва это было «событие для своих», но с каждым годом аудитория росла. Если в первый раз на фестиваль приехали пять тысяч человек, то на второй год – десять, на третий – пятнадцать, на четвертый год уже собралось двадцать тысяч зрителей.
«Думаю, так будет и в Петербурге. 2 июля фестиваль посетили около пяти тысяч человек. 3 июля примерно столько же», - рассказала Мария Семушкина.
Фестиваль в лицах
Женя Любич: «Такие традиции должны быть в Петербурге»
2 июля программу площадки «Партер» открыла петербургская певица, автор более чем 300 песен, Женя Любич. Свою музыкальную карьеру она начала с исполнения оперных арий на гастролях в России, Финляндии и Венгрии. Сейчас Женя выступает на различных площадках с собственной группой, но не забывает о родном городе, поэтому с удовольствием приняла приглашение поучаствовать в «Усадьбе. Джаз».
«В этом году я впервые выступила на «Усадьбе Джаз». Было очень здорово: в Москве собралась элитарная публика, которая пришла именно для того, чтобы слушать музыку. Мне кажется, что такие традиции должны быть и в нашем городе. Конечно, здесь было не так много людей, как в Архангельском, но в этом есть своя прелесть – приятная атмосфера».
Татьяна Шаманина: «Своим альбомом мы хотели показать то, для чего существует музыкант»
Группа GURU GROOVE FOUNDATION образовалась в 2008 году, и уже в третий раз выступала на «Усадьбе. джаз». Петербургской публике она представила коктейль из eo-soul, electro-funk, acid-jazz, house, broken-beat и многих других стилей. Как рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU вокалистка группы, «фюрер в юбке» Татьяна Шаманина, «Усадьба. Джаз» - один из любимых фестивалей коллектива.
«Этот фестиваль родной для нас, здесь знаешь каждого организатора, каждого звукорежиссера. Здорово, что фестиваль теперь проходит и в Петербурге. Сюда мы впервые приехали полным составом, и презентовали свой альбом. Эмоции били через край. В Москве «Усадьбу Джаз» ждут, покупают за три-четыре месяца билеты, потому что там этот мероприятие уже как часть столицы. В городе на Неве хоть фестиваль и первый раз, но этот первый «блин» не был комом. Было очень гладко, сказочно. Мы сыграли почти все песни с нашего альбома», - отметила Татьяна Шаманина.
Олег Скрипка: Я постарался сохранить дух «ретро-джаза»
Большим подарком и неожиданностью для любителей джаза стало выступления фронтемна группы «Вопли Видоплясова» Олега Скрипки и его нового проекта – Джаз кабаре. В этот коллектив вошли лучшие украинские джазовые и рок-музыканты, а программа основывается на украинском «ретро-джазе», одной из ключевых фигур которого в 30-40-е года стал Богдан Весоловский.
«Идея создания джаз-кабаре пришла ко мне двумя путями. Как-то я гулял по Львову. Ко мне подошел знакомый художник и дал диск, сказав, что там записана очень хорошая музыка, которая обязательно мне понравится. Подобные ситуации возникают часто, и я всегда прослушиваю музыку, которую мне приносят», - рассказал корреспонденту SPB.AIF.RU Олег Скрипка.
Подаренная пластинка пролежала у него пару месяцев, а в это время с Олегом произошла другая, знаковая для джаз-кабаре, история: «Ко мне обратился знакомый продюсер, который рассказал о том, что раскручивал интересный проект, но он зашел в тупик, так как вокалист эмигрировал в Канаду. Он мне предложил послушать незаконченные треки. Мне материал очень понравился, а буквально на следующий день я вспомнил о пластинке, которую мне дали во Львове. Прослушав ее, я был очень удивлен от того, что на ней оказались именно те же песни, которые мне так понравились у проекта моего знакомого. Но они были записаны в 30-40-х годах. Картина совместилась у меня в голове, и я понял, что это знак. Я взялся за этот проект, начал его продюссировать, выпустил альбом».
Свою работу над пластинкой Олег называет археологическими раскопками, поскольку он восстанавливает ту музыку, которая была раньше очень популярна на Украине, и о которой сейчас, к сожалению, никто не знает. Многие забывают и о том, что довоенная Украина была частью Австро-Венгрии. Это была буржуазная страна, где был очень популярен джаз, джаз-кабаре.
Оказывается, что украинские оркестры концертировали по всей Европе. Песни Богдана Весоловского были очень популярны в Вене, Варшаве, Берлин. Он был вокалистом, играл на баяне и выступал с оркестром Яблонского. Многие композиции были записаны на пластинки, некоторые сохранились и до сих пор.
«Выпустив пластинку, я долго думал, как бы ее презентовать. Для этого я собрал тех музыкантов, которые работали в проекте моего знакомого. И у нас получилось вот это джаз-кабаре. Хоть я несколько изменил песни того «ретро-джаза», приложил все усилия для того, чтобы сохранить его дух», - объяснил Олег.
Для Скрипки концепция джаз-кабаре близка, и он продолжает концертировать с новым проектом, аранжируя в стиле «ретро-джаза» свои песни, а также известные композиции из советских фильмов. Набралась уже двухчасовая концертная программа, совмещающая как ретро-джаз, так и рок, и даже эстраду».
Билли Новик: «Публику нужно воспитывать, а на это требуется время»
Любое выступление группы Billy’s Band – подарок для петербуржцев. Ведь это «своя музыка», в которой столько всего знакомого, в которую коллектив вкладывает любимые кусочки города на Неве. Особенно приятно, когда Billy’s Band выступают расширенным составом, трансформируясь в Billy’s Band Sextet, который и вышел на сцену «Усадьбы Джаз».
Свои джазовые темы, которые музыканты называют «алкоджазом», песни учителя Billy’s Band Тома Уэйтса пришлись по душе публике, а их визитная карточка «Оторвемся по-питерски» вряд ли оставила кого-то равнодушными. По словам вокалиста и контрабасиста петербургского коллектива Билли Новика, фестиваль «Усадьба. Джаз» также уже давно и прочно прижился в сердцах Billy’s Band.
«Это фестиваль, у которого есть своя история, и я рад, что эта история наконец-то доехала и до Петербурга. Мне бы очень хотелось, чтобы джазовые фестивали в России учились бы у западных широте охвата, чтобы джаз не был какой-то аристократической сектой в обществе, в том числе и музыкальном, а народным праздником. Музыка джаз, как мне кажется, подсознательно окультуривает человека», - рассказал Билли.
По его мнению, рок – музыка протеста, эдакий марш несогласных, а джаз – гимн согласных с музыкой и гармонией. Говоря об «Усадьбе.Джаз» Билли отмечает, что для проведения фестиваля выбрано идеальное место. Уникальное парковое, усадебное место с великолепной архитектурой, это усиливает и взаимопотенцирует такие вещи, как музыка, культура, отдых.
Но, чтобы привить любовь к хорошей музыке, как считает Билли, требуется время: «Хорошая музыка – как иностранный язык, чтобы на нем разговаривать, его нужно изучать. В контексте музыки – надо ее слушать. Невозможно полюбить джаз с первых нот. Эта музыка, которая заставляет чуть-чуть работать, и от внутренней работы мозга люди, предполагается, должны получать удовольствие. Это как решать ребусы, разгадывать кроссворды, но только в эмоционально-музыкальном переложении», - отмечает вокалист Billy’s Band.
Описывая свойственную для России картину, Билли даже перефразировал известную поговорку: у него получилось, что «народ имеет такую музыку, которую заслуживает». Тем не менее, он считает, что с этой ситуацией можно справиться: «С нашей стороны – мы должны все не плясать под народную дудку, не опускать на уровень загнанного, благодаря многим факторам, народа, а должны подтягивать его к себе. То, чему учат в музыкальных школах, училищах, консерваториях, джазовых школах, это имеет мало общего со среднестатистической востребованной музыкой в России. Поэтому нужно воспитывать. И благодаря организаторам и этого фестиваля, это происходит».
Это только начало
После столь удачного старта, фестиваль «Усадьба. Джаз» станет для Петербурга традиционным. У организаторов есть много идей, как его развить, сделать таким, каков он уже привычен для московской публики. В будущем могут появиться новые площадки, больше исполнителей и, конечно, много качественной музыки.
Смотрите также:
- Не музейные песни! Андрей Константинов о русской музыке и душе →
- Музыка свободных людей. Олег Кувайцев о джазе и Наполеоне →
- Джазовая певица - это живчик →