Весь мир театр
Александра Маринина: - Я написала больше сорока книг. Мне захотелось разнообразить свой труд. Нельзя делать одно и то же из года в год. Возникает желание что-то попробовать новое. Первый раз благодаря эксперименту была написана семейная сага «Взгляд из вечности». В этой книге появились потусторонние персонажи. Затем, я решила ввести этих же персонажей в детектив, что в принципе, не допустимо. Это не правильно. Но кто не рискует, тот не выигрывает. Может, я и проиграла, но зато я извлеку опыт, что так делать нельзя.
SPB.AIF.RU: - В вашем последнем романе камень, ворон и змей – зрители. Они наблюдают за развитием сюжета со стороны: смотрят кино, сериал про жизнь. И при этом могут взглянуть на события в прошлом и на события в будущем.
Александра Маринина: - Но они придерживаются определенных правил. Если они смотрят детективный сериал, назад не заглядывают, чтобы узнать, как все было на самом деле, и вперед не заглядывают, чтобы посмотреть, поймала ли, в конце концов, полиция преступника. Для них все персонажи романа, включая Каменскую, становятся театральными героями.
В нашей жизни мы все делимся на зрителей и исполнителей. В любой ситуации. Сейчас мы с вами разговариваем, а за нами наблюдают люди в комнате. Через минуту все поменяется. Мы выйдем на улицу и увидим, как какой-нибудь юноша объясняется в любви девушке. Мы превратимся в зрителей, а юноша и девушка будут для нас актерами. То есть роли зритель - актер присутствует 24 часа в сутки в каждом из нас.
SPB.AIF.RU: - То есть мы все играем. Что же тогда является жизнью?
Александра Маринина: - Наше исполнение этой роли. Очень часто бывает, что мы что-то делаем очень искренне и естественно. Но бывает, когда поступаем так, как надо, когда понимаем, что за нашим поступком наблюдают, и его будут оценивать. Что это, как не очередная роль?
SPB.AIF.RU: - Под словами «поступать так, как надо» прозвучало некое насилие над собой. Вы часто поступаете так, как надо?
Александра Маринина: - Часто. Я натренировалась. В конце концов, я поняла, что тезис «Свобода есть осознанная необходимость» абсолютно правильный. Я понимаю, что так сделать надо, что это мой добровольный выбор, хотя я, конечно, с большим удовольствием сделала бы не так.
Волшебство нужно создать
SPB.AIF.RU: - В романе «Смерть как искусство. Маски» Настя Каменская уже не является главной героиней?
Александра Маринина: - Она не может быть главной. Потому что в расследовании, которое ведет государство, частный детектив не может быть главным никогда. Он может быть только помощником, ассистентом. И эту функцию она выполняет при Антоне Сташисе - молодом, недостаточно опытном оперативнике. И он совсем уж главным тоже быть не может, особенно рядом с Каменской. Они равны и оба попали в совершенно новый для них мир. Для них театр - абсолютно новая и чуждая среда, в которой они ничего не понимают. Они не знают, как он устроен, какие взаимоотношения существуют между людьми в театральном мире. Каменская и Сташис дополняют друг друга.
SPB.AIF.RU: - Для зрителей театр – волшебство. А вы хорошо знакомы с театральным миром?
Александра Маринина: - Я с театральным миром знакома очень плохо. Но когда я начала писать этот роман, мне не были нужны театральные дрязги. Мне было интересно посмотреть на театр, как на производство. Не кто с кем из-за чего конфликтует, а кто какие функции выполняет для того, чтобы из стопки бумаги, на которой написана пьеса, получился спектакль, который мы видим, когда садимся в зрительный зал. Само по себе волшебство не бывает. Его нужно создать. И чем сильнее ощущение волшебства, тем больше труда стоит за занавесом.
В Москве мне не удалось собрать материал – очень неохотно театры приоткрывали свои двери, отказывались разговаривать и давать интервью. Но мне повезло в Нижнем Новгороде. Там нашелся директор драматического театра, который сказал – пусть приезжает, я все покажу и расскажу. Он взял меня за ручку, провел по всему театру, показал все помещения, показал все службы, дал возможность пообщаться с сотрудниками всех цехов: и с актерами, и постоять за спиной помощника режиссера во время спектакля. То есть, все, что я увидела своими глазами и все, что я услышала от него за четыре дня плотного общения – все это вошло в книгу. Хотя, конечно, понятно, что за четыре дня такой сложный механизм изучить невозможно.
SPB.AIF.RU: - Но вы поняли, кто самый главный человек в театре?
Александра Маринина: - Конечно. Актер. И хотя вокруг актера ничего не крутится, не будет актера – не будет театра. Останутся режиссеры, декораторы, драматурги. Но кто будет все это воплощать на сцене? Спектакля не будет, если не будет актера.
Другой жанр
SPB.AIF.RU: - Александра, Настя Каменская взрослеет. Так не хочется, чтобы она старела. У Агаты Кристи миссис Марпл – вечная, находится всегда в одном возрасте.
Александра Маринина: - Это очень плохо. Это не вызывает ни любви, ни доверия к миссис Марпл. Когда ты понимаешь, что ей всегда одинаковое количество лет, что она не хоронит близких и не набирает жизненного опыта, она перестает быть интересной. Интересно следить, как она раскрывает какую-либо загадку, но сочувствовать, сопереживать ей, как человеку становится очень трудно, потому что миссис Марпл уже не человек, а маска.
Для того, чтобы Каменская не старела, действие моих романов должно происходить в одном и том же году. Допустим, в 98-м году, когда Каменской было 38 лет. И вот я в 2005 –м пишу про 98-й год, и в 2010-м про то же время. У нас уже поменялись президенты и изменилась экономическая ситуация а у меня все тот же 98-й год. Все те же цены, те же телевизионные передачи и все та же одежда. Кому это надо? В первую очередь, мне это будет скучно на второй же книжке, да и читателю тоже. А у Агаты Кристи детектив – головоломка. Это другой жанр, который был очень популярен в 20-30-е годы. Но сейчас ее время прошло.
SPB.AIF.RU: - Так что в результате, умрет Каменская?
Александра Маринина: - Она не умрет, просто перестанет функционировать, как детектив. Будет себе доживать свою старость. С ней история закончится. Но будут и другие книги, другие герои. И необязательно детективы.
SPB.AIF.RU: - Вы стали писателем, когда уже сформировались, как личность. Что дало вам толчок для изменения жизни?
Александра Маринина: - Человек не меняет свою жизнь. Надо просто пробовать все. До того, как я придумала Настю Каменскую, у меня уже был опыт сотрудничества с журналом «Милиция» и газетой «Экспресс», где я в доступной, почти художественной форме излагала какие-нибудь криминологические идеи. То есть, помимо написания сухого научного текста, помимо научной работы, я писала и другие вещи. Писателем я стала шаг за шагом, постепенно. Сначала пробуешь одно, когда убеждаешься, что получилось, пробуешь следующее. Я все время пробую сделать что-то новое. Сейчас я решила соединить мистических героев с классическим детективом.
SPB.AIF.RU: - О чем вы мечтаете?
Александра Маринина: - Ни о чем. Я вообще не мечтатель. Я человек плана. Планированию меня научили двадцать лет научной работы. Когда ты понимаешь, что есть рабочая программа, в которой есть цели и задачи, предметы и объекты исследования, основные рабочие гипотезы, основные этапы проведения исследования, это очень помогает перестать быть мечтателем и стать человеком плана, графика, действия.
Я не люблю неожиданностей, резких поворотов. У меня на год все вперед распланировано Мне так спокойно. Я стараюсь по возможности все предусмотреть.
Двадцать лет подождать
SPB.AIF.RU: - Как вы относитесь к реформе в милиции? Изменится ли, с вашей точки зрения, что-то от ее переименования в полицию?
Александра Маринина: - Двадцать лет назад я написала статью в журнале «Милиция», которая называлась «Присягаем кому и на что». Там было написано, что милицию надо переименовать в полицию и поменять текст присяги. Когда эта статья была опубликована, меня вызвал к себе мой начальник, который долго на меня кричал и брызгал слюной. Оказывается, его вызывал к себе начальник Академии и говорил, что это там твоя сотрудница себе позволяет. Как это можно переименовать милицию в полицию! В общем, был сильный скандал.
Прошло двадцать лет. И это все случилось. Если бы это произошло двадцать лет назад, когда моральная разруха еще не достигла такого масштаба, как сейчас, изменения были бы. Поменяли бы текст присяги – внушили, объяснили каждому работнику милиции, в чем смысл этого изменения, что на первом месте должна быть защита прав и интересов граждан, а защита всякой государственной собственности и строя на последнем месте.
Ведь что такое милиция – это сборище людей, вооружившихся для защиты правопорядка в кризисной ситуации, не более того. Полиция – это нормально функционирующий государственный орган. Государственная служба, у которой есть определенные цели и задачи, полномочия и так далее. Тогда еще можно было, что-то изменить и что-то удержать на плаву. Сегодня уже поздно.
SPB.AIF.RU: - Звучит очень пессимистично. Что делать?
Александра Маринина: - Ничего. Терпеть. И ждать, когда придут люди с изменениями в головах. Нужно терпение. Вот Моисей сорок лет водил евреев по пустыне для того, чтобы умерли те, кто родился в рабстве. Сейчас нужно набраться терпения, чтобы вымерло поколение хапуг и выросло поколение людей конструктивных, прогрессивных, думающих о будущем, осмысленных людей. То поколение детей, которое растет сегодня пока на таких людей не похоже. Так что остается еще двадцать лет подождать.
Посмотреть видеозапись он-лайн конференции с Александрой Марининой можно здесь.