SunSay: «Самая значимая точка на земле - это здесь и сейчас»

   
   

Есть ценности, которые не устаревают

SPB.AIF.RU: - Расскажите, как был записан альбом «Легко»? Говорят, что на него вас вдохновила музыка 1960-х, 1970-х годов.

Андрей Запорожец: - У нас не было идеи создать ретро-музыку. Просто я вдохновлялся тем временем, ведь мне действительно нравится эта музыка. Тогда было столько идей! И до сих пор можно их развивать и делать по-новому. Я не за то, чтобы сидеть и думать, что лучшее уже случилось, и мы просто танцуем на обломках старых стилей. Это неисчерпаемо. Всегда можно сделать что-то новое. Вопрос в том, насколько человек талантлив, чтобы это сделать.

SPB.AIF.RU: - Получается, что музыка тех лет не устаревает со временем?

Андрей Запорожец: - Есть вечные ценности, которые не устаревают. И если человек создает музыку, опираясь на них, она никогда не устаревает. Я никоим образом себя не причисляют к подобному, а просто делаю то, что могу. А время уже покажет, будет ли это актуально через 10-15 лет. Но это не является целью. Главное - насколько человек открыт, насколько у него большое сердце. Насколько он может это передать.

SPB.AIF.RU: - Где уже состоялась презентация «Легко»?

Андрей Запорожец: - Уже в четырех городах. Мы начали с нашего любимого Харькова, где впервые сыграли на большой площадке – в оперном театре. Площадка сама по себе хорошая, в Харькове нет такого разнообразия площадок как у вас. Еще сыграли в Одессе, Киеве и в Москве. В Москве был удивительный концерт. У нас много хороших концертов, их сложно сравнивать. Но вчера все пели. И при этом пели все, что я от них хотел. Это здорово, когда люди забывают о том, что они не умеют петь и просто поют в этом потоке. Были моменты настоящего волшебства, когда нет разделения здесь я, здесь ты, а просто люди сливаются во что-то одно в счастливом порыве. Мне было комфортно и здорово.

   
   

«Самая жесткая критика – в группе»

SPB.AIF.RU: - Следите ли за отзывами в интернете? Как слушатели реагировали на новый альбом?

Андрей Запорожец: - Не скажу, что слежу. У нас Нина занимается отслеживанием и рекламой. Но у меня есть страничка в ВКонтакте, куда я захожу раз в неделю или реже. Каждый раз вижу, что там четыре тысячи сообщений, смотрю, если ли кто из знакомых, потом понимают, что это займет слишком много времени, закрываю компьютер и иду на улицу.

SPB.AIF.RU: - Нина, а что же все-таки говорят об альбоме?

Нина Марченко: - В основном очень хорошие отзывы. Много слушателей, которые ничего не знали о «Пятнице», о SunSay, которые случайно наткнулись и были очень счастливы. Я считаю, что на данный момент это наш лучший альбом.

Андрей Запорожец: - Всем не угодишь. Есть же категория людей, которая любит что-то непонятное, странное. А если что-то понятное, то они сразу это причисляют это к попсе.

Нина Марченко: - Я на концерте в Москве видела такие различные социальные слои: женщины с детьми, какие-то бандиты, рэперы, эмо… и все вместе пели!

Сергей Клевенский: - На самом деле тех, кому не нравится, их с каждым днем все меньше и меньше, потому что Нина постоянно просматривает, вычисляет ай-пи адрес, а потом к ним приезжают крепкие инженеры…

SPB.AIF.RU: - А важна ли для вас критика?

Андрей Запорожец: - Важна мотивация. Иногда люди критикуют, чтобы показать свою значимость. А если человек видит, как сделать лучше, то вот такую критику я люблю. Я и сам пытаюсь так делать, но если мне совсем не нравится, то просто ухожу. Конечно, вся критика очень субъективна. Но многие люди, которые могут критиковать, этого не делают. Из вежливости что ли. И вот это, я думаю, зря. От того, что все время хвалят, ты лучше вряд ли станешь. Это нужно исполнителю на первых порах, когда он не уверен в себе. Мне интересно общаться с людьми, которые не просто просят автограф и начинают хвалить, а общаются с тобой. Хотя, помню, ходил к Петру Мамонову на концерт. После хотел поблагодарить его. Он сидел в кофейне с женой, что-то обсуждал. Я вот думал, подойти и сказать спасибо, а потом подумал, ну, зачем я его буду отвлекать. Просто порадовался и пошел дальше.

Сергей Клевенский: - Говоря о Петре Мамонове, он удивительный. Да, человек с минимальными музыкальными возможностями, умеет настолько их подать, что крутые музыканты просто открывают рты. А насчет цензуры… Она у нас внутри группы очень жесткая. Чтобы пройти «кастинг» перед самим собой даже нужно постараться.

«Может, однажды скажу что-то, что будет литься больше трех секунд»

SPB.AIF.RU: - Возвращаясь к вопросу о подаче. Есть музыканты, которые много говорят с публикой на своих концертах. А вы, Андрей, предпочитаете этого не делать. Вы считаете, что все, что нужно говорит сама музыка?

Андрей Запорожец: - Да, не стоит превращать это в проповеди или Камеди-клаб. Есть же люди, которые специально этим занимаются. Мне часто говорят: «Андрей, ты мало общаешься с публикой, поговори с ними!». То, что нужно говорить, я говорю. Есть будет какое-то вдохновение, то, конечно, расскажу что-нибудь, длящееся дольше трех секунд.

SPB.AIF.RU: - Почему названием альбома вы выбрали слово «Легко»?

Андрей Запорожец: - Потому что нелегко. На самом-то деле. Нет, есть люди, которым полегче и потяжелее. Но хочется, чтобы было именно легко. И эта песня, это как двери куда-то в светлое. Хочется, чтобы было как в этой песне. Я не хочу распускать сопли и кричать, что вокруг все плохо. Давай откроемся и порадуемся. Говорить о том, что все плохо, тоже можно. И многим это близко, но можно и по-другому на это смотреть.

Сергей Клевенский: - Гораздо проще все разрушать и грузить друг друга о том, что все плохо. А вот создать пространство позитива и смотреть в завтра с широко открытыми глазами нелегко. Очень здорово, когда есть контакт с залом. Вот в Москве было здорово. Андрей не то, что с ними разговаривал, он с ними пел. Была полная отдача.

Андрей Запорожец: - Пусть будет легко! Всегда! Я учусь этому.

SPB.AIF.RU: - А если не идет контакт на концерте, что делать?

Андрей Запорожец: - Пробивать стену. Иногда приходится это делать. Но сейчас, к счастью, публика у нас везде благодарна. И это прогрессивная часть общества - люди ищущие. Если немного закомплексованые, то это вопрос трех четырех песен. Люди идут на концерт радоваться, расслабляться. Думаю, это удел поп-групп, когда люди приходят посмотреть из любопытства. Вот им намного сложнее.

Четвертый альбом будет англоязычным

SPB.AIF.RU: - У вас уже вышло три альбома. За это время публика как-то изменилась?

Андрей Запорожец: - Все меняется. Иногда появляются совершенно неожиданные люди. Сейчас вижу, что публика молодеет – на концерты приходят совсем молодые ребята. Вот у «Пятницы» слушатели были наши ровесники. Теперь иначе. Но это нормально - все меняется, я меняюсь.

SPB.AIF.RU: - Вы всегда были очень открыты для слушателей – общались с ними, проводили для них не только концерты, но и квартирники. Сейчас все осталось так же?

Андрей Запорожец: - Мы и сейчас регулярно устраиваем квартирники. И это другой опыт. Мне очень нравятся большие громкие концерты, но если делать это вдвоем - втроем, это тоже классно. Мы стараемся сделать это без подзвучки, без микрофонов даже. И если акустика помещения это позволяет, то это принципиально другой опыт. Это принципиально по-другому. Очень круто. Близость, тонкость идет еще интенсивней. Если люди готовы к общению шепотом, то это очень приятно, это здорово.

SPB.AIF.RU: - Вы только выпустили третий альбом, и уже готовитесь к записи четвертого вместе с Джоном Форте. Расскажите о том, что же на нем будет?

Андрей Запорожец: - Говорить о том, что это будет, я не могу. Сейчас нет готовых аранжировок, есть россыпь идей, которые будут доделываться и спонтанным образом формироваться. Есть несколько песен, которые готовы к записи и есть вещи, которые мы не успели еще сделать. Обычно все происходит иначе. Мы обкатываем программу на концертах, потом быстро записываем все на студии. Время оплачено и все, нужно быстро-быстро записать. Здесь будет принципиально другой подход. И что получится, сказать не могу. Честно.

SPB.AIF.RU: - Где будете записывать альбом?

Андрей Запорожец: - Во Франции. И это будет отличный опыт. Джон Форте выступит саунд-продюссером.

Нина Марченко: - Если будет возможно, то выступит и как музыкант. Но это будет именно альбом SunSay. 80 процентов песен на нем будут англоязычными, так как Джон захотел продвигать группу на Западе. После того, как вышли наши с ним совсместные песни, там был большой резонанс. Люди захотели узнать, а что это за группа.

SPB.AIF.RU: - У каждого музыканта свой взгляд на музыку. Не боитесь, что Джон изменит звучание SunSay?

Андрей Запорожец: - Да, я этого очень хочу. Мы выпустили два альбома «Пятницы», три альбома SunSay – и все это время я предлагал что-то делать, как-то что-то менять. Я никогда не говорил, что не хочу делать по-другому, просто я не видел людей, которым мог бы довериться. А с Джоном я общался, и он однозначно тот человек, который не хочет сделать из нас коммерческий пластмассовый продукт или r’n’b, что сейчас модно. Мы хотим сделать что-то новое. Что из этого получится, мы увидим.

Песня может родиться в любую минуту

SPB.AIF.RU: - Есть какие-то сроки выхода нового альбома?

Андрей Запорожец: - Я не думаю, что мы с этим будем тянуть. Около месяца будет длиться запись. Когда он выйдет, посмотрим. Если мы почувствуем, что следует что-то сделать, дописать, то мы это сделаем.

SPB.AIF.RU: - Два альбома так близко по выходу друг другу – не будет ли это слишком? Ведь ваши слушатели сейчас только «переваривают» информацию, которую дал ей альбом «Легко».

Андрей Запорожец: - Нет, не думайте, это не будет настолько скоро. Как показывает опыт, запись альбома и его выпуск – дело длительное.

SPB.AIF.RU: - Есть ли на альбоме «Легко» песни, которые вы написали, например, на гастролях или в путешествиях?

Андрей Запорожец: - Да, есть. Песня может прийти, а может и не прийти в таких же условиях. Моменты наших жизней не повторяются. Такие моменты как творчество, любовь, все, что связано с душой и внутренним опытом невозможно загнать в какие-то рамки. Бывает, что песня появляется на гастролях, бывает, что в метро. От негативных впечатлений, от любых. Бывает, что валяешься где-то расслабленный, куча времени и не прет вообще. А бывает, что заболел, куча дел и все идет. Под рукой всегда должен быть блокнот или диктофон. Не только от меня идет идея. Наши гитаристы Рома и Костя могут мне что-то наиграть, а я сверху предложу идею, вокал.

SPB.AIF.RU: - По сравнению с первым альбомом второй получится помягче, а третий вообще акустический. Дальше будете продолжать акустику?

Андрей Запорожец: - Нет, альбом не акустический вовсе. Там нет ни одного сэмпла, но много различных инструментов: акустический бас, флейта, перкуссия… Может альбом легкий, прозрачный, то я так и хотел.

SPB.AIF.RU: - У вашей группы большой состав. Каким образом умудряетесь работать такой большой командой?

Андрей Запорожец: - Я нашел людей, с которыми мне работать легко, не сложно. Они потрясающие музыканты, удивительные. С ними одно удовольствие работать. Они классные, все делают быстро. На них можно положиться.

На гитару не хватает времени

SPB.AIF.RU: - Вы иногда участвуете в проектах других групп. Например, все помнят великолепный проект с группой «Одно Но». Что-то подобное планируется в будущем?

Андрей Запорожец: - Будем смотреть. Не часто бывает, что мне что-то предлагают, и я хочу в этом участвовать. В случае с Лешей я послушал песни и понял, что хочу в этом участвовать. Я это внутри чувствую. Хочется делать что-то с людьми, которые могут больше чем ты. Это очень приятно.

SPB.AIF.RU: - Песня «Все равно» перетекла в «Легко» из предыдущего альбома «Дайвер». Вас не устраивало как она звучала раньше?

Андрей Запорожец: - Да, меня не устраивало. На самом деле это очень субъективно. Сейчас мнения разойдутся, кто-то скажет, что первая версия лучше. Но когда пришел в группу Костя, все стало звучать по-другому. И я решил, что эта песня должна звучать по-другому. Но всегда лучше заниматься новыми песнями. Улучшать можно сколько угодно. И даже часто бывает, что исполняет повторно лучше другой человек. Так было и с Ниной Саймон и Рэйем Чарльзом. Они были очень крутыми исполнителями и очень часто исполняли не свои песни при этом. Или Боб Дилан. Я часто пою чужие песни, но на концертах – исключительно свои. Если б не было своих, пели бы только чужие.

SPB.AIF.RU: - Не хотите научиться играть на гитаре?

Андрей Запорожец: - Хочу! Просто я ленивый и у меня нет гитары. И у меня нет времени. Я учился играть на фортепиано, но у меня не хватило времени. Еще хочу кое-какие моменты из перкуссии научиться делать. Но пока я только пою. Конечно, хочется научиться чему-то новому. Надо найти на это время. Тем более, когда рядом мастера, люди, которые всю жизнь этому посвятили. Но сейчас для меня проще человеку объяснить и он сделает это за тебя. Сразу, быстро и классно.

SPB.AIF.RU: - Как относитесь к гастролям? Довольны ли вы в принципе своей работой?

Андрей Запорожец: - Слово работа воспринимается людьми как обязанности, которые должны исполняться. Если есть дело, которое ты любишь и делаешь, то да, я работаю. Какая разница, какими словами пользоваться. А гастрольная жизнь… Бывает, что очень устаю. Как-то у меня не было сил давать автографы. Я давал, давал, а потом просто устал и сказал, что все, больше не могу. На меня могли обидеться, но, правда, просто не осталось сил. Но жаловаться - смысла нет. Это такая специфика. Все время новые города, новые люди, новая еда. Вот был в Одессе и даже моря не видел. Так что не всегда так радостно. Но самый радостный момент - когда выхожу на сцену. Сразу все отбрасываешь. Ты вышел, ты переключился и даешь людям то, что ты можешь дать.

SPB.AIF.RU: - Вам приходилось выступать в Европе. Если ли отличие концертов там от тех, которые проходят в России и на Украине?

Андрей Запорожец: - Везде люди, и везде может быть праздник. Различие в том, что бывают клубы, где все оборудовано и вообще все сделано с умом. Есть места, куда люди ходят слушать живую музыку. У вас в Питере все в порядке с этим. Но есть города, где негде играть. За рубежом, как правило, все классно. Сделано все специально, чтобы была живая музыка и чтобы люди смогли прийти ее послушать. Вот это все отличие.

SPB.AIF.RU: - Какая точка на земном шаре для вас самая значимая?

Андрей Запорожец: - Есть одна самая значимая точка на земле - это здесь и сейчас.

Смотрите также: