На днях состоялось вручение Молодёжной премии Петербурга в области художественного творчества. За достижения в области сценического искусства награду получила Мария Романова, режиссёр Театра им. Ленсовета.
Премия вручена за спектакль «Я боюсь любви». Но уже увидел свет новый спектакль в постановке Романовой - «Казимир и Каролина».
Пытка «стрелами»
- "АиФ-Петербург": Мария, считается, что режиссёр - профессия «взрослая» и мужская. Как вы в ней оказались?
- В Театральную академию на курс Григория Козлова я поступила как актриса. Но на третьем курсе мастер предложил попробовать себя в режиссуре. Видимо, что-то во мне заметил… Первая работа, преддипломная, по пьесе Володина «Две стрелы» была пыткой, потому что работала с однокурсниками. Они тоже считали, что знают, как «надо» ставить. Каждый день хотела бросить, не быть режиссёром, но хорошо, что дожала. Когда в 2006 году в Петрозаводске поставила свой дипломный спектакль, так после адской работы на курсе мне показалось, что попала в рай.
Следующий опыт был в Первой молодёжной режиссёрской лаборатории «ON. Театр».
За 20 репетиций надо было сделать эскиз спектакля: собрать артистов, заинтересовать материалом. Я выбрала пьесу «Галка Моталко» Натальи Ворожбит.
- "АиФ-Петербург": Ваш «эскиз» был признан лучшим, он открыл дорогу в Театр им. Ленсовета. Вы ставите спектакль за спектаклем. А женская-то судьба от такой занятости не страдает?
- У меня работа перемежается с рождением детей. Диплом защищала, будучи беременной. Беременной вторым ребёнком съездила в Канск, в Сибирь. Директор местного театра захотел поднять в этом маленьком городе культуру, позвал театральную Россию в «лабораторию». Там за три дня сделала эскиз спектакля. Взяла пьесу петербургского автора Данилы Привалова «Пять - двадцать пять». В её основе - прототипы наших однокурсников по Театральной академии. Пьеса про любовь. Материал оказался важным для Канска - на спектакль позвали учителей и школьников.
Потом была «лаборатория» в Саратове… В России это сейчас очень распространено, театры ищут современные темы, пытаются разговаривать «сегодняшним» языком, размышлять, заставлять думать зрителей.
Трудный город
- "АиФ-Петербург": Почему у нас в Петербурге современная драматургия не прививается?
- Петербург - трудный город. Вот в Москве жизнь кипит, там много экспериментируют. Но и у нас появились нестандартные площадки. Недавно, к примеру, открылся «ON. Театр» на улице Жуковского. Я согласна с утверждением, что театр - дело молодых. Потому что у них ещё нет штампов, они ищут, отдают себя, затрачиваются. В театрах это не так часто встречается.
Существует мнение, что «новая драма» - это сплошные наркоманы, бомжи, чернуха. Конечно, есть и такое. Когда человек молод, ему хочется выдать больше мрачных красок. А чем более зрелым становится, тем больше ищет в жизни хорошее. Всё-таки человек приходит на эту землю для радости и красоты. Нужно не ковыряться в себе и не жалеть себя, а самому что-то делать, чтобы стало лучше.
И в «новой драме» есть авторы, которые показывают жизнь не чернушно. Как Елена Исаева в пьесе «Я боюсь любви». Хотя это очень современная тема: людям стало неудобно отдаваться своим чувствам. Потому что есть привычный ритм жизни, работа, устоявшиеся взаимоотношения. А сильные чувства пугают, люди не знают, что с этим делать.
- "АиФ-Петербург": В нашем «трудном» городе есть ещё одна особенность. Тут абсолютно не в чести развлекательный театр. Будто специально, чтобы жить стало ещё труднее.
- В спектакле «Казимир и Каролина» критики нас также обвиняют, что получилось «развлекалово». Я это сделала умышленно. Нужно давать людям отдушину, праздник, и попытаться не через мрак провести человеческую тему. Если показывать только, как нам плохо жить, это скучно и плоско! Всё-таки театр создан для катарсиса.
Смотрите также:
- Лучшие из глубинки. Провинциальные театры едут в Петербург →
- Андрей Могучий: «Мы - давно не окно в Европу» →
- Аттила Береш: С оперетты нужно сдуть пыль! →