Найк Борзов: «Совершенство – это прекрасно, но достичь его невозможно»

Фото: www.spb.aif.ru

   
   

Перед концертом Найк Борзов и Роман Харланов побывали в гостях у SPB.AIF.RU, где рассказали о рецептах популярности, о том, как была записана легендарная «Лошадка».

«Главное - не испортить то, что уже хорошо»

SPB.AIF.RU: - Роман, когда Найк у вас на кухне записал эту песню, могли ли вы предположить, что она спустя 18 лет будет по-прежнему актуальна?

Роман Харланов: - В те далекие годы мы не задумывались о том, кто будет слушать наши песни и сколько по времени они будут популярны. Мы делали всё искренне, для себя. Собирались у меня на квартире, когда родители уезжали на дачу. Всю ночь напролет сидели и записывали песни на кассеты. Потом эти записи мы распространяли среди своих друзей - проверяли на близких людях. Действительно приятно, что песни, записанные в то время, до сих пор популярны, люди с удовольствием их слушают и просят исполнять на концертах.

SPB.AIF.RU: - Реакция близких на песню «Лошадка» была также неоднозначна как на радиостанциях?

Найк Борзов: - Про реакцию я не знаю, я ведь просто сидел и играл. Я тех записей, которые мы делали тогда, до недавнего времени ни разу и не слышал. Лишь спустя 10-15 лет ко мне подходили люди и дарили эти кассеты, но, конечно, перезаписанные много раз. Сейчас эти записи у меня в архиве лежат - я их оцифровал.

Роман Харланов: - То, что записывалось тогда - это музыка, которая шла от чистого сердца. Всё это писалось очень искренне, потому что никто не думал о коммерческой составляющей.

   
   

Найк Борзов: - В то время мы ещё бухали очень мощно! Я был в шоке от одной версии «Сновидения», когда услышал её спустя много лет. Там какой-то безумный, адский проигрыш. Роман и ещё один парень долбили по стаканам, я играл на гитаре.

Роман Харланов: - Был ещё такой инструмент «румба», безумно звенящий. Нам тогда казалось, что он очень хорошо подходит.

Найк Борзов: - Делали звуки на батарее. Часа в 3 ночи соседи начинали подбивать - ритмично постукивать по батареям, чтобы мы не шумели. Но это добавляло «живизны» в запись и поэтому никто не обламывался.

SPB.AIF.RU: - Сейчас нет желания также собраться компанией и что-нибудь записать?

Найк Борзов: - Мы сейчас хотим с группой «ХЗ» вернутся к этому состоянию и записать альбом именно таким образом, каким раньше записывали. Сейчас так уже не делают. Начиная с «нулевых» все сидят в студии по полгода. А так, чтобы просто взять кипу текстов, собраться и прямо на студии написать музыку – такого нет. Мне кажется это мило и забавно, когда собираются друзья, которые умеют держать инструменты и записывают альбом группы. У меня был коллектив «Инфекция», который я в 2009 году распустил, мы записали последний альбом «Ужаснись и преклонись» примерно таким же способом. Буквально за 5 дней сделали 19 вещей. Сели в студию, и, не вылезая, записали целый альбом.

SPB.AIF.RU: А не разучились ли сейчас музыканты быстро и оперативно работать? Ведь порой группы записывают одну песню по 3-4 месяца, доводя её до совершенства.

Найк Борзов: - Мне понравилось, как на эту тему Пикассо сказал: «Хороший вкус – враг творчества». Совершенство - это прекрасно, но достичь его невозможно. Важно остановиться в определенный момент, тем более с точки зрения искусства, и не испортить то, что уже хорошо.

«Огорчает, что все поют на английском»

SPB.AIF.RU: - Что за 18 лет изменилось в вас, в российской рок-музыке и в слушателе, который приходит на ваши концерты?

Найк Борзов: - Очень многое поменялось. И в слушателях, и во мне. Очень важные и основные вещи остались незыблемыми, но, взглянув со стороны, я могу в себе что-то поменять, что-то чуть-чуть доделать или взять что-то и выкинуть. В российской рок-музыке очень большие перемены. Например, 15-20 лет назад очень сложно было найти музыкантов, с которыми можно было делать хорошую музыку. Тех, которые бы понимали, что они делают, а не просто бесконечно гоняли какие-то соляки по грифу. Музыкантов, чувствующих музыку, играющих не ноты, а эмоцию. Таких практически не было, их можно было пересчитать по пальцам. Сейчас их появилось очень много - интернет сделал своё дело. Появляется большое количество молодых групп, которые действительно играют круто, на очень хорошем уровне. Пускай даже это криво, косо, но это действительно вставляет. Я считаю, что всё отлично развивается.

SPB.AIF.RU: - Кто сейчас ходит на концерты Найка Борзова? Публика отличается от той, которая раньше приходила на ваши выступления?

Найк Борзов: - В тот период, когда я выпустил песню «Я знаю три слова», у меня на концерте было много так называемых «быдланов». Был даже такой смешной случай: мы выступали на каком-то крупном открытом фестивале, и там стояли два каких-то «быкана». Я играл, а они агрессивно смотрели на сцену, типа: «Что это за фигня такая?». А рядом лежал их пьяный друг, в стельку, вообще не шевелился. И когда заиграла песня «Я знаю три слова», двое парней подняли третьего и втроем простояли, вскинув руки в воздух. Потом песня закончилась, пьяного друга положили и продолжили смотреть тем же агрессивным взглядом. Таких людей на моих концертах больше нет, на них публика совершенно разных возрастов. Приходят люди с детьми, и я часто вижу, что дети стоят перед сценой и во все глаза смотрят. Либо им просто хорошо как на детском утреннике, они бегают, чем-то занимаются под музыку. Приходят совсем взрослые люди, филологи с серьезным образованиям. При этом они все позитивные, светлые, влюбленные друг в друга, в жизнь и вообще получающие удовольствие от того, где они находятся, от того, кто они. Вот такая публика.

SPB.AIF.RU: Молодым музыкантам сложно попасть «в волну», тем более без продюсера. Как сейчас молодой группе достичь популярности?

Найк Борзов: - Смотря о какой популярности идет речь. Всё зависит от того, чего ты хочешь. Если хочешь стать Максимом Галкиным - нужно переспать с Аллой Пугачевой. Если ты хочешь стать ещё кем-то, такого же плана, надо вложить кучу бабла.

Роман Харланов: - Или переспать с Максимом Галкиным.

Найк Борзов: - А если тебе достаточно пару тысяч человек в зале и ты играешь по клубам, тогда интернета достаточно и не нужны никакие продюсеры. Сейчас много музыки, новых групп, музыкантов. Все поют, играют. Я понимаю, что очень сложно выделиться из этой толпы. Но что-то оригинально и стоящее, то, что вставляет и оставляет след, оно находит своих слушателей, пробивается и потихонечку начинает собираться залы.

SPB.AIF.RU: - Среди молодых исполнителей есть группы, которые вам нравятся?

Найк Борзов: - Мне нравится группа «Йога» - ребята из Донецка, но сейчас живут в Москве. Очень хорошая группа, очень трогательно. Мне понравилось, то, что они сейчас на русском языке стали писать песни. Меня в современной российской музыке огорчает, что все поют на английском. Это мне кажется нездоровая тенденция - какое-то лизание западу пятой точки. Честно говоря, это не круто для русских людей, ведь мы круче по всем показателям. Потому что музыка рок-н-ролл была содрана с нашей баянной, свадебной темы. Баянисты «рубили» музыку в избах и по три баяна за ночь рвали. Какой Джимми Хэндрикс с этим сравнится? Поджог свою гитару и все: «Вау!».

SPB.AIF.RU: Вы всегда были склонны к экспериментам, планируете ли что-то необычное в ближайшее время?

Найк Борзов: - Скоро в сети появится новый трек, который я сделал с молодым электронщиком. Это будет песня «Сны о чем-то большем», которая войдет в готовящийся трибьют группы «Аквариум». Собственно говоря, это экспериментальный трек в стиле дабстеп.

«Если людям нравится халява – это их право»

SPB.AIF.RU: - Когда от вас ждать нового большого проекта?

Найк Борзов: - Я уже работаю в студии над новой пластинкой. Я думаю, что где-то к весне мы закончим работу над последним клипом из альбома «Изнутри» на песню «Радоваться». Это будет точка в эпопее с «Изнутри». Я думаю, что синглы из новой пластинки появятся уже ближе к осени. Надеюсь, что в конце этого года выйдет новый альбом. В нем будет около 13-15 вещей, я отобрал для записи около 18, но думаю, не все войдут.

SPB.AIF.RU: - В новом альбоме вы снова будете немного другим? Или это будет в классике жанра?

Найк Борзов: - Мне неинтересно делать то, что я уже делал. Мне нравится, чтобы все время шло некоторое развитие. Поэтому новый альбом не будет похож на «Изнутри». Сейчас с группой «Инфекция», по которой я соскучился, решили организовать концерт, но не просто так, а собрать фестиваль. Он называется «Beautiful monsters» и пройдет 4 марта в день выборов в Москве. В клубе «План Б». На этом фестивале выступят, на мой взгляд, самые крутые представители треш-матершинного панк-направления. Вот сейчас буду участвовать в записи нового альбома группы «ХЗ». Они написали много прикольных песен, и в принципе мне хочется.

SPB.AIF.RU: - Дата фестиваля выбрана случайно?

Найк Борзов: - Честно говоря, мы недавно поняли, что фестиваль совпал с выборами. Никакого политического подтекста здесь нет. Но это хорошая альтернатива, то есть я думаю те, кто придет вместе с премьером или с будущим президентом, они могут пройти бесплатно. А те, кто придут с действующим президентом, то есть на тот момент уже с прошлым - получат 50% скидку.

SPB.AIF.RU: - Как вы относитесь к политической ситуации, которая сейчас сложилась в России? Собираетесь ли голосовать?

Найк Борзов: - Я к политике не отношусь. Мне всё это неинтересно. Понятное дело меня это беспокоит и напрягает, но мне не хотелось применять ненормативную лексику по поводу социальной системы не только в России, но и вообще в мире.

SPB.AIF.RU: - Будут ли переиздания старых альбомов? Можно ли сейчас найти и купить ваши старые альбомы?

Найк Борзов: - Кому это сейчас надо? Все просто качают в сети. Иногда подходят ко мне люди и говорят: «Отличный альбом записал Найк! Скачали в сети. Круто вообще!» Я даже не знаю, как на это реагировать. Если людям нравится халява - это их право. Но мне кажется, что если ты живешь в современном мире, если ты за свою работу получаешь деньги, то почему ты должен воровать у других людей, которые тоже делают свою работу? То есть это как на сигаретах написано «курение убивает». Почему тогда не судят владельцев табачных компаний за убийство людей? Поэтому я не говорю о политике.

SPB.AIF.RU: - Часто ли бываете в Петербурге? Есть ли любимые места в городе?

Найк Борзов: - В Питере мне нравится просто гулять. Мне не нравится где-то сидеть, куда-то заходить. А летом просто прекрасно пошляться по городу, вечером или днем неважно. Безумное количество парков, проходных дворов. В Москве вообще уже гулять негде. Город стал какой-то странный. Я солидарен с группой «Pussy Riot» - надо столицу перенести куда-нибудь в Сибирь.

Смотрите также: