Ник Перумов: «Мне просто интересно делать то, что я делаю»

Фото: АИФ

«Писательство доживает последние дни»

SPB.AIF.RU: - Ник, давайте поговорим о вашем литературном произведении «Млава Красная». Расскажите о книге подробнее.

   
   

Ник Перумов: - Читатель знает меня как автора классического фэнтези, чтобы были эльфы, гномы, драконы, орки, черные властелины, могущественные боги и так далее. В «Млаве Красной» никаких орков нет, и даже магия неизвестно есть или нет. Может, это всё только кажется героям и они что-то себе придумывают. Книга «Млава Красная» - первая книга из серии, которую мы задумали с моим давним другом, а теперь и соавтором Верой Викторовной Камшой - замечательным питерским писателем и известным журналистом.

Это книга, где нет сказочных стран и выдуманных народов. Зато есть Россия, хотя и немного отличающаяся от той, в которой мы живем. Время действия - середина XIX века. Ещё не наступил век пара, еще во всей своей красе стоят на рейде парусные корабли. Ещё нет мундиров цвета хаки, нет галифе. Эта проза ближе всего к «Товарищам по оружию» Константина Симонова. Вспыхнувшая на границе России война и одновременно то, что происходит в столице. Она очень похожа на Петербург, хотя и отличается, даже названием - Анассиополь. Стоит он на Ладоге, а не в устье Невы. У нас есть Кронидов столп, который стоит посреди Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном Бонапартом. Только окончательная победа случилась не в 1812 году, а в 1824. Предводительствовал русскими войсками князь Расаков, очень похожий на князя Петра Ивановича Багратиона.

То есть это книга, где люди, увлеченные русской историей, найдут массу знакомых реминисценций, хотя герои не идентичны и не носят те же имена. Мы не писали альтернативную историю, переиначивая судьбы реальных персонажей. Мы все-таки создавали свой новый мир, отличающийся от нашего привычного. Как всегда, это повесть о вечных ценностях, о храбрости солдат и офицеров, о решительности и уме генералов и с другой стороны о трусости и подлости, предательстве и чести. Все то, что создает вечные литературные темы, но всё равно повторять их надо вновь и вновь. Иначе они тускнеют, слова уходят куда-то в подсознание. Не сочтите за похвальбу но, все-таки, мы считаем своим долгом напоминать о главном.

SPB.AIF.RU: «А-Мария» прислала следующий вопрос: «Честно пыталась осилить «Млаву» (подействовала рекламная кампания): понравился слог, идея, но совершенно не продраться было через «псевдоназвания» и «псевдоимена». Почему бы было не уйти от этого, если это была попытка сделать «народный» роман? Ведь «простому читателю» через такую терминологию не продраться...»

Ник Перумов: - Честно говоря, я удивлен. Ни я, ни Вера Викторовна по образованию не историки, не пушкинисты, не лермонтоведы. Мы не занимаемся классической эпохой «золотого века», как занимались люди изучавшие декабристов, Пушкина, его современников, современников Гоголя. Поэтому имена вполне обыкновенные, если вы раскроете любой роман, говорящий о XIX веке, вы увидите там практически такие же имена. Если возьмете Акунина, который писал о XIX веке, хотя и более позднем периоде, вы тоже там наткнетесь на целые фаланги имен, которые мало что говорят современному читателю. Нужно быть погруженным в эпоху - знать и разбираться. Та эпоха, когда действует Фандорин, она в русской литературе, или в школьных курсах освещается даже меньше чем пушкинская эпоха. Допустим, что имя Бенкендорф скажет массовому читателю больше чем имя Победоносцева или князя Святополка Мирского. Поэтому я с трудом могу принять этот упрек. Даже не могу дать удовлетворительного ответа на этот вопрос - мне всегда казалось, что имена достаточно простые.

SPB.AIF.RU: - Писали ли вы когда-нибудь сценарии к фантастическим фильмам? Хотелось бы Вам поработать с голливудскими режиссерами?

   
   

Ник Перумов: - Сейчас писателю выбирать не приходится. Он должен работать с тем, что дают. Сценарий – это просто золотое дно. Из-за книжного пиратства и привычки к тому, что книги должны раздаваться бесплатно – писательство, как профессия, доживает последние дни. Поэтому я лично с превеликим удовольствием работал бы над любым сценарием и с нашим режиссером, и с голливудским. Но только, кто же мне даст? Там своих желающих стоит очередь.

SPB.AIF.RU: - Поступали предложения сделать комикс на какие-либо романы?

Ник Перумов: - Дело в том, что комиксы в России не приживаются. Или приживаются, но очень плохо и выходят ограниченным тиражом для узкого круга знатоков и ценителей, а после мгновенно появляются в интернете. Издательству просто не интересно вкладывать в это силы и средства. Издательство «Эксмо» выпускало переводы японской «Манги» и насколько я знаю, никаких финансовых побед на этом фронте оно не одержало. Слишком узок рынок, поэтому мне не поступало предложений сделать комикс, но опять же, для того, чтобы делать комикс, надо быть художником – а я ни разу не художник.

«Супергерои всюду»

SPB.AIF.RU: - Как Вы относитесь к засилью супергероев в русской фантастике?

Ник Перумов: - Супергерои всюду. Это, конечно, фишка американской фантастики – супергерои - это их культ. Я думаю, мы от них зацепили этот элементарный психологический прием - читателю, особенно молодому, очень приятно соотносить себя вот с этим суперменом или спайдерменом. В общем сплошные «мэны», хотя есть и «вумэны». Это их маркетинго-психологический прием.

SPB.AIF.RU: - Хотели ли бы вы в соавторстве с историком написать серьезный исторический труд?

Ник Перумов: - У нас сложилась интересная ситуация - сейчас исторические труды пишут непрофессиональные историки. Взять Алексея Исаева или Александра Дюкова, которые известны своими высокопрофессиональными книгами о истории войны, и околовоенных событиях. Но они оба не историки по образованию, у них нет дипломов истфака, но они за счет своей страсти прекрасно сделали свою работу. Я сам хотел в свое время написать большой историко-публицистический труд, пока у нас гремело имя Виктора Суворова со своим «Ледоколом». Один из проводников теории, что бедный Адольф Гитлер нанес всего лишь превентивный удар по уже готовящейся к наступлению сталинской армаде, готовой захватить Европу и залить её кровью. Специально запущенная теория, внушающая людям, что Сталин и Гитлер – одно и то же. СССР и фашистская Германия - это одно и то же – следовательно, Советский Союз должен нести такую же ответственность как Германия, то есть платить и каяться. У меня была тогда мысль написать книгу, где все эти положения развенчивались, но, к счастью, более профессиональные люди сделали это за меня и гораздо лучше. Сейчас у меня нет такой темы, за которую я готов немедленно взяться. А «Млава» - это как раз желание поговорить на историческом языке. В то же время, не сковывая себя рамками строгого историзма и не воспроизводя до мельчайших подробностей какую-то канву уже известных событий. Уж тем более я не хотел писать в жанре альтернативной истории, где в большей части авторы чешут национальные болячки и комплексы.

SPB.AIF.RU: - Что за изображение на обложке книги «Млава Красная»?

Ник Перумов: - На самом деле достаточно открыть книгу, и там сказано: «В оформлении книги использована картина А.Н.Попова «Атака лейб-гвардии московского полка на турецкие позиции при Араб-Конаке 21-23 ноября 1877 года». Попов был достаточно известный русский художник-баталист, который скрупулезно писал практически фотореалистичные картины русско-турецкой войны. Поскольку мы не нашли художника, который мог бы с должной степенью деталировки проиллюстрировать происходящее, мы выбрали картину пусть и не из той эпохи, но близкую по духу. Поэтому появилась такая картина на обложке.

SPB.AIF.RU: - Как происходил творческий процесс в соавторстве? Легко ли вам работать вдвоем?

Ник Перумов: - Да, мне легко работать вдвоем. Наверное, я командный человек. Мне легко находить общий язык с соавтором, идти на определенные необходимые компромиссы. Я не испытываю сакральный трепет перед своим текстом, я не считаю его чем-то великим и неизменным. Не воспринимаю дружескую критику как посягательство на основы.

Мы обменивались текстами, правили их, вновь обменивались, вновь правили до полной неразличимости стилей. Благодаря сети теперь это можно делать, находясь друг от друга за тысячи километров. Мне легко было в этом смысле писать и, более того, с Верой Викторовной у нас давняя дружба и давнее творческое взаимодействие. В свое время я рекомендовал её первую книгу издательству «Эксмо», с чего началась её литературная карьера. У нас основные принципы творчества совпадают. Мы можем не соглашаться в деталях, но это и интереснее.

«Личность маркирует историю»

SPB.AIF.RU: - В какой стране вам легче всего пишется?

Ник Перумов: - Легче всего мне писалось бы в России просто потому, что здесь я погружен в структуру моего родного языка. Но в американской жизни, может быть, есть преимущество - там я могу меньше отвлекаться на какие-то бытовые вопросы, проблемы и сосредоточиться на тексте, а необходимое общение черпать из сети. Достаточно комфортно работать в Америке в том плане, что там нет презренного быта, о котором не принято говорить, но который есть.

SPB.AIF.RU: - В аннотации к книге «Млава Красная» написано, что эта книга, в которой возможны любые чудеса. О каких чудесах идет речь?

Ник Перумов: - Любые повороты сюжета. Мы не хотели создать впечатление, что пишем строго реалистичный роман помещенный в неожиданные декорации. Мы оставили для себя пространство для маневра. В «Млаве» есть мистика, там есть загадка – непонятно, то ли реально действующая магия, то ли поверья и предубеждения героев, которые принимают естественные события за вмешательство потусторонних сил. Поэтому мы сказали, что в этой книге возможны всякие чудеса. И в «Черной метели» - книге, которая завершит эту дилогию, я надеюсь, что читатель познакомиться с такими чудесами.

SPB.AIF.RU: - Согласны ли вы тем, что яркие личности делают историю?

Ник Перумов: - Действительно яркие личности делают историю в том смысле, что они становятся маяками, по которым мы начинаем судить обо всем остальном. Недаром же вошло в обиход выражение «пушкинская эпоха» или «эпоха Чехова» в русском театре. Более того, есть устойчивое выражение «наполеоновские войны». Можно сказать, что личность маркирует историю. Она входит в нее и по самому высокому пику, по самой яркой звезде начинают судить обо всей остальной истории. На наполеоновских маршалов зачастую переносится блеск и самого великого императора, хотя со строго исторической точки зрения - это далеко не так.

SPB.AIF.RU: - Какие личности интересны лично вам?

Ник Перумов: - Мне, конечно, интересна русская история на всем её протяжении. Я могу долго перечислять имена князей или полководцев. Начиная от известных хрестоматийных фигур вроде Александра Невского или Козьмы Минина и до князя Суворова и Петра Ивановича Багратиона, князя Милорадовича, великого императора Александра 1, его шефа жандармов Бенкендорфа. Масса других противоречивых личностей, которые вошли в русскую историю, оставили в них заметный след. Если мы огладываемся и смотрим Россию из 1913 года, то мы видим что она была далеко не той тюрьмой народа и царством всеобщего ужаса как нам рисовали советские учебники, где очень любили сравнивать достижения советского союза с 1913 годом. Но, как мы понимаем, это было абсолютно некорректное сравнение. Россия того времени была не адом и не раем – нормальная страна. И мы так и должны на неё смотреть по тем героям, которые её создавали. По нормальным людям со своими достоинствами и недостатками. Среди них не было ни тупых злодеев, ни абсолютно воздушных неземных ангелов. Все они были люди со своими слабостями и со своей силой. Я предпочитаю смотреть на силу и говорить о ней, нежели перетирать им косточки и перебирать грязное белье.

SPB.AIF.RU: - Вас называют королем фэнтези в России. Не хотели бы вы стать королем другого жанра?

Ник Перумов: - Вопрос очень сложный, по сути, ни в каком другом жанре я не писал. Я всегда работал в фантастике. Я мог написать роман в жанре космической оперы, но всерьез в других жанрах я не работал. Но мне, допустим, интересно потягаться с условным Акуниным, я к этому в принципе готов, хотя сама идея соперничества мне глубоко смешна. Я всё-таки ученый по образованию и по роду деятельности, а это совсем другое отношение. Там нет сжигающей зависти. Мне лично не кажется, что я должен завидовать, допустим, Акунину. Оттого что тираж книг Акунина превышает мой я не испытываю моральных мук. А если мой тираж будет выше, то я буду рад тому, что больше людей заинтересовались моими книгами. Здесь нет никакого соперничества, толкания боками, конкуренции. А сравнений я не боюсь – чем больше люди сравнивают, тем лучше.

SPB.AIF.RU: - Любите ли вы общаться со своими читателями?

Ник Перумов: - Да, очень. Это дает мне убеждение, что я делаю нужное дело, а не просто тыкаю клавиатуру и гоняю электрончики по проводам.

SPB.AIF.RU: - В каких форматах удается это общение?

Ник Перумов: - Прежде всего, удается общаться в сетях. Я отвечаю на вопросы, может быть, мне стоит это делать чаще и более подробно. Я общаюсь на своем форуме в течение уже многих лет.

SPB.AIF.RU: - Присылали ли вам на экспертный суд свои литературные произведения, что-нибудь вы одобрили?

Ник Перумов: - Да, разумеется. Я 5 лет веду небольшой мастер-класс, который превратился в какое-то подобие литературного семинара со своим ядром. Молодые авторы доверяют мне оценку их произведений – мы их обсуждаем. Многие из них уже опубликовали свои книги, а некоторые и не по одной. Они не работают под меня, не подражают мне. Я просто с точки зрения своего эмпирического опыта стараюсь подсказать, что может оттолкнуть квалифицированного читателя и не дать полюбить их.

SPB.AIF.RU: - Чего ожидать от вас в будущем?

Ник Перумов: - Прежде всего, у меня закончена долгожданная книжка - первый том из серии «Гибель Богов-2» - продолжение приключений моих самых известных героев, которых я пишу уже 20 лет, но мне это не надоело. Эту книгу долго ждали и вот я ее, наконец, закончил. Что-то в ней менял, потом говорил, что закончил, а затем опять менял. Вот теперь мне удалось поставить более или менее точку. Хотя, конечно, ещё изменения будут вноситься, будем работать с активом моего сайта – людьми, которым я очень благодарен, которые бескорыстно проверяют мои книги и избавляют их от ошибок. Я думаю, что в сентябре-октябре мы эту книгу увидим. А потом у нас выйдет «Черная Метель», завершение «Млавы».

SPB.AIF.RU: - Как вам удается в течении такого длительного времени оставаться верным тем мыслям и идеям. Вы по натуре консерватор?

Ник Перумов: - Как известно всякий в молодости должен быть либералом, а в старости консерватором. Я не знаю к какому возрасту отнести себя, наверное, к среднему. Мне просто интересно делать то, что я делаю и это самое главное. Мне интересно придумывать историю. Мне не так интересно сделать что-то правильно по литературным канонам, сколько рассказать историю, которая гложет изнутри и просится на волю.

SPB.AIF.RU: - Расскажите о ваших снах. Судя по книгам, сны должны быть интересными.

Ник Перумов: - Мне часто задают вопрос: «Какими наркотиками вы пользуетесь для расширения сознания?» Интересно то, что свои сны я не помню. У меня трое детей, и сплю я сейчас, как правило, без сновидений.

SPB.AIF.RU: - Остается ли у вас время на путешествия?

Ник Перумов: - Мы стараемся вместе с семьей выбираться в разные страны, сейчас мы прорабатываем Европу. Были в Швейцарии, Германии, Чехии. Теперь нам предстоит Франция и Испания. Сейчас все можно увидеть в мельчайших подробностях в сети, но это не сравнится с тем, что ты видишь своими глазами. 

Посмотреть запись он-лайн конференции с Ником Перумовым можно здесь.