«Скучно» - это не критерий. Режиссёр Дмитрий Волкострелов о мате и высоких идеях

Фото: Из личного архива

«Состоим из мусора»

SPB.AIF.RU: - В аннотации сказано, что представление будет разворачиваться нон-стоп одновременно на различных площадках. Да ещё играются пьесы не только от первой к последней, но и – наоборот. Как же это смотреть?

   
   

Дмитрий Волкострелов: - Мы играем в двух залах, параллельно. Возможно, то, что происходит в одном, будет накладываться на то, что происходит в другом. Ну и хорошо: возникнет ощущение жизни «за кадром». У зрителей есть возможность выбора личного маршрута. Можно и сидеть, и стоять, и чай пить, и в Интернет, при желании, погрузиться. Можно уйти, вернуться. Спектакль будет идти с двух часов дня до десяти вечера.

Каждая из 16 коротких пьес Марка Равенхилла решены по-разному, не только театральными средствами: две сняты как кино, будут аудио-видеоинсталляции, перформансы. Кому-то может показаться, что наша работа к театру имеет мало отношения. Для себя мы охарактеризовали проект как «музей 16-ти пьес».

SPB.AIF.RU: - Название спектакля позаимствовано у компьютерной игры. Вы показываете представление о реальности, которое многие воспринимают как компьютерную игру?

Дмитрий Волкострелов: - Что здорово в этом тексте? Что там всё очень амбивалентно, нет одной позиции. Пьесы выстраивают объёмную, полифоническую картину мира. Хотя они написаны зачастую агитационно, очень насыщенны. Равенхилла заботят не истории про людей, а – истории про идеи.

 

Фото: Из личного архива

 

   
   

SPB.AIF.RU: - Вас не пугает, что петербургская публика к экспериментам не привычна?

Дмитрий Волкострелов: - Наша публика, в основном, молодая. Ещё и потому, что у нас нет никаких бюджетов, и вся реклама идёт через социальные сети, а в Интернете, в основном, сидит молодёжь. Ну а если придут пожилые люди и начнут возмущаться, это нормально. Имеют право. Как-то в Москве я представлял премьеру «фотопьесы» Павла Пряжко «Я свободен». Показывал на сцене 535 фотографий, к которым драматург написал 13 комментариев. Час времени, за который практически ничего не происходит. В конце одна женщина посмотрела мне в глаза и сказала: «Неужели вам не стыдно?». Мне не было стыдно, потому что спектакль, наверное, радикальный, но - не для меня.

SPB.AIF.RU: - А если людям было просто скучно?

Дмитрий Волкострелов: - Скука – один из мощных элементов работы. Если ты можешь её осознанно использовать. Известно, что Немирович-Данченко, приходя на репетицию, говорил: «Чем будете удивлять?» А, может, не нужно заинтересовывать и развлекать?

SPB.AIF.RU: - Но многие зрители приходит в театр именно за этим.

Дмитрий Волкострелов: - Да, это проблема.. Но мне кажется, что зритель тоже должен приложить усилие, поработать вместе с нами. Скучно – это не критерий оценки. Значит, вы были не готовы, не хотели заинтересоваться. Есть такой актёрский тренинг: сидеть и час разглядывать спичечный коробок. Сначала – невозможно скучно, но постепенно уже оторваться не можешь. Точно так же – наша обыденная жизнь, ей надо уделять внимание.

Человек копается в мелочах, а хочет, чтобы ему дали глубину, полёт мысли! А надо трезво и спокойно признать, вот моя жизнь, она такая. Проискать утром полчаса носки - это суперсобытие, которое меняет весь день. И не нужно говорить, что это мелочи, мусор. Мы из этого мусора состоим.

SPB.AIF.RU: - Ну, если только в мусоре возиться, то можно сильно затосковать.

Дмитрий Волкострелов: - Я о том, что это нормальная реальность. Нужно думать о ней, жить в ней, а не в больших идеях. Театру важнее и честнее заниматься чем-то конкретным, сегодняшним. А не решать традиционные российские вопросы «Что делать» и «Кто виноват?» Это вопросы-вирусы, как назвал их драматург Павел Пряжко.

Сегодня последняя страна с большой идеологией – Китай. И что важно – это страна-фабрика, производящая реальные вещи. Россия реальные вещи уже не производит. И мы не являемся страной с большой идеологией. История показала, что большие идеологии – это коммунизм, или фашизм, и они ни к чему хорошему не ведут. Свобода и демократия, которых мы жаждем, дают возможность существования всем и всего.

Поэтому в искусстве заканчивается эпоха больших мастеров. Это не катастрофа, не надо хвататься за голову, и кричать: «А где же духовность?» Можно сформулировать так: большой мастер предполагает большую идеологию.

 

Фото: Из личного архива

SPB.AIF.RU: - Значит, современная драматургия не оставит больших мастеров?

 

Дмитрий Волкострелов: - Время рассудит. Сколько было писателей, параллельных Чехову, и кого мы знаем? А может, сейчас и время не рассудит, потому что меняется информационная среда. Мы - в пространстве Интернета, из которого ничего не исчезает, всё остаётся. Как будут следующие поколения с этим разбираться, не знаю.

Мат и ханжество

SPB.AIF.RU: - Вы поставили уже несколько спектаклей, создали свой «Театр Post», значит, и в консервативном Петербурге можно работать? А многие молодые режиссёры жалуются, что им не дают ставить.

Дмитрий Волкострелов: - Но ведь работа режиссера – собрать людей, и что-то с ними сделать. Было бы желание, а возможности найдутся. И как режиссёру можно не давать ставить? Мы же не в Советском Союзе, где мог быть запрет на профессию.

Мы делали то, что хотели, и это срезонировало. Я ни к кому никуда не ходил, ни о чём не просил, но режиссёр Адольф Шапиро позвал в ТЮЗ, где я поставил спектакль «Злая девушка» по пьесе Пряжко. Сейчас есть новые предложения…

SPB.AIF.RU: - И всё-таки в Москве современная драматургия приживается легче? И публика более продвинутая?

Дмитрий Волкострелов: - В Москве с этим гораздо проще. Там существует масса институций, которые знакомят людей с современным искусством. В Питере такого меньше. И только здесь ещё могут обсуждать вопрос о нецензурной лексике на сцене. В Москве уже, к счастью, нет.

SPB.AIF.RU: - К счастью ли?

Дмитрий Волкострелов: -Да, потому что мат - это же одно из средств художественной выразительности. И всё! Остальное - ханжество.

ДОСЬЕ

Дмитрий Волкострелов родился в Москве 17 августа 1982 года. Закончил Петербургскую театральную академию – курс Льва Додина. Год отработал в МДТ-Театре Европы. В 2011 –м создал независимую компанию «Театр Post». Лауреат премии «Прорыв» как «Лучший молодой режиссёр» за спектакль «Запертая дверь».

Смотрите также: