Алексей Олиферук: «Спорных вопросов в истории партизанской войны немало»

Фото: Стоп-кадр из фильма «Партизанская сага»

Санкт-Петербург, 9 января – «АиФ-Петербург». Свои и чужие в котле неизвестной войны. Новый фильм журналиста петербургских «Вестей» Алексея Олиферука посвящён малоизвестным эпизодам партизанской войны на северо-западе СССР. Правда о хлебном обозе, забытый подвиг порховского диверсанта Константина Чеховича, партизанские будни глазами фронтового оператора Семёна Школьникова. Сюжетные линии трилогии «Партизанская сага» основаны на реальных событиях, в подборе материала автору помогали сотрудники управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, специалисты историко-политического архива, частные коллекционеры.

   
   

От героев – к карателям

SPB.AIF.RU: - Алексей, скажите, почему вы взялись за эту тему, ведь в большинстве своём вы специализируетесь на теме культуры?

Алексей Олиферук: - Тема партизанской войны интересовала меня давно, по роду репортёрской работы я выходил на неё неоднократно во время командировок в Минск, Псков и Порхов. В 2010 году оказался на юбилейной встрече партизан бывших союзных республик в Себеже на Кургане Дружбы. Собственно, с кадров этой встречи и начинается фильм. Материал собирался долго, большинство книг о партизанах выходило ещё в СССР в 60-е годы, у них были небольшие тиражи и однобокое, исключительно героическое освещение темы. О предателях, операциях НКВД и противостоянии карателям говорилось очень мало.

 

Фото: Стоп-кадр из фильма «Партизанская сага»

 

SPB.AIF.RU: - Насколько сложно было найти консультантов для написания сценария к вашему документальному фильму? Кто эти люди?

Алексей Олиферук: - По образованию я историк, сценарии своих фильмов, как правило, готовлю самостоятельно на основе работы в архивах. В данном случае это был архив историко-политических документов в Петербурге, фонды РНБ, архив кинофотодокументов в Красногорске. В качестве консультантов я бы отметил проживающего в Себеже военного историка Владимира Спириденкова и известного специалиста по блокаде Юрия Колосова. Ценные советы дал ветеран ФСБ Альберт Стародубцев.

   
   

Мозаика белых пятен

SPB.AIF.RU: - Фильм «посвящён малоизвестным эпизодам партизанской войны», где вы нашли документальные подтверждения тех событий, о которых рассказываете в вашем проекте?

Алексей Олиферук: - Сюжетные линии фильма складывались мозаично в течение нескольких лет. По структуре получилась трилогия, включившая рассказы о хлебном обозе 1942 года, подрыве кинотеатра в Порхове в ноябре 1943 года. Отдельно хотелось бы выделить участие в фильме легендарного фронтового оператора Семёна Школьникова, которому в январе исполняется 95 лет. Школьников живёт в Таллине, мы привезли ему фрагменты фильма «Народные мстители», в съёмках которого на оккупированной территории он принимал участие в 1943 году.

SPB.AIF.RU: - На ваш взгляд, много ли ещё осталось так называемых «белых пятен» о ходе партизанской войны на северо-западе СССР?

Алексей Олиферук: - Партизанская война, с точки зрения историка, как раз в основном и состоит из «белых пятен», о которых вы спрашиваете. Отчёты о действиях партизанских бригад содержат преимущественно информацию об удачных операциях, дневники партизанам вести запрещалось, после войны многие из находившихся на оккупированных территориях прошли дополнительную фильтрацию НКВД. В одной семье «под немцами» могли быть патриоты и пособники фашистов, отношения между партизанами и колхозниками, оставшимися в деревнях, далеко не всегда отличались взаимопониманием, и таких спорных вопросов в историографии партизанской войны немало.

 

Фото: Стоп-кадр из фильма «Партизанская сага»

 

По следам Квентина Тарантино

SPB.AIF.RU: - Для какой аудитории вы снимали этот фильм? Будет ли он интересен и профессионалам, и обывателям?

Алексей Олиферук: - Фильм достаточно жёсткий, где то на 14+, правдивый рассказ о партизанском движении не похож на рождественскую сказку, с другой стороны, есть моменты, имеющие и воспитательное значение. Это, прежде всего, часть трилогии, посвящённая Хлебному обозу. Фильм адресован всем, кто интересуется отечественной историей, одна из линий связана с недавней работой Квентина Тарантино, но это пусть останется в качестве интриги. 

Смотрите также: