Штурм Зимнего. Без крови, грабежа и насилия

Эйзенштейн приукрасил штурм в своём фильме. © / Кадр из фильма / АиФ-Петербург

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года в Петрограде произошло одно из самых ключевых событий Октябрьской революции. Большевики захватили резиденцию Временного правительства, располагавшуюся в Зимнем дворце, и на следующие 70 лет участь страны была предрешена.

   
   

О том, что происходило в ту страшную ночь в Зимнем дворце, идут споры до сих пор. Свою точку зрения «АиФ-Петербург» рассказал Михаил ФЁДОРОВ, историк, доцент кафедры новейшей истории России СПбГУ. 

Больше пафоса

То, как отображён штурм Зимнего в кинематографе и изобразительном искусстве, реальным событиям соответствует мало. 

Художники и кинематографисты отображали историю победителей. И пытались сделать это возможно пафоснее и убедительнее. Поэтому вся территория вокруг Зимнего залита светом, которому просто неоткуда было взяться - уличное освещение тех лет было намного слабее современного. Поэтому и стрельба велась наугад, и жертвами штурма оказались всего шесть человек. В фильме «Октябрь» знаменитая сцена с воротами, которые штурмуют большевики, - художественный вымысел С. Эйзенштейна. На самом деле не было никакого смысла лезть на ворота, ведущие во внутренний двор. Большевики ворвались во дворец по лестнице, выходящей на Дворцовую площадь, которую сегодня называют Октябрьской или Советской. Но на экране сцена с воротами выглядит эффектно - она стала чуть ли не визитной карточкой 
штурма. 

Не было стрельбы из пулемётов с поленниц дров, сложенных на Дворцовой площади, по восставшим, бегущим из арки главного штаба. Иначе счёт убитых шёл бы на сотни. Не было красных флагов и многого другого. Всё было проще и будничнее. 

Никто не хотел защищать 

Почему вооружённое восстание, сопровождавшееся захватом зданий, вокзалов, мостов, оказалось таким бескровным?

Причин тому много. Главные из них - это предельная непопулярность правительства Керенского и психологическая неготовность стрелять в своих. Скоро она пройдёт, начнутся боевые действия, расстрелы, заложники, но осенью 1917 года этот порог ещё не был перейдён. Важным фактором стала и высокая организация восстания. Власти ждали митингов, массовых демонстраций, которые они собирались разогнать и подавить. Керенский мечтал о моменте, когда большевики выйдут на улицу, и он их уничтожит. Но этого не произошло. Военно-революционный комитет планомерно брал город под свой контроль. Внешне всё было спокойно: работали магазины, ходили трамваи, а в это время многочисленные караулы восставших разоружали отряды юнкеров и милиции, охраняющих важнейшие объекты. Восставшим удалось овладеть самым мощным средством уличного боя того времени - броневыми автомобилями. 

   
   

В распоряжении правительства остался лишь один броневик, стоявший у ворот Зимнего, но и он не мог двигаться, утром 25 октября кто-то стащил с него генератор. 

Никто кроме юнкеров не пожелал защищать правительство: отряд казаков ушёл до начала штурма, как и юнкера Михайловского артиллерийского училища, забрав с собой четыре орудия. Даже знаменитые ударницы из женского батальона были вызваны обманом из Левашова якобы для охраны складов с горючим. После первой перестрелки они также покинули дворец, но были разоружены и доставлены в казармы Павловского полка, поскольку стреляли в восставших. На следующий день ударниц отправили в Левашово. Таким образом, Временное правительство остались защищать около 500 юнкеров. Понимая безысходность своего положения, они не применяли насилие. Несколько групп восставших, проникших во дворец, были взяты в плен юнкерами: их просто разоружили и держали под охраной.

Юнкера в залах Зимнего дворца готовятся к обороне. Фото: Commons.wikimedia.org

Женский батальон

Насколько справедливы утверждения о разгуле насилия в ходе штурма Зимнего? 

Известно, что в женский ударный батальон наряду с женщинами, которыми руководили патриотические чувства, записалось довольно много авантюристок и искательниц приключений. Командир батальона Бочкарёва, сторонница твёрдой дисциплины, отобрала наиболее подготовленную часть ударниц и отправилась с ними на фронт. Кстати, там она лично застрелила свою подчинённую, которая во время атаки предавалась любовным утехам с солдатом из соседней части. Об оставшихся в Петрограде ударницах ходила довольно сомнительная слава, однако достоверных фактов о том, что в отношении их отряда после ухода из Зимнего было совершено насилие, - нет. Хотя единичные случаи быть вполне могли. 

Зверства в отношении ударниц сразу стали лакомой темой жёлтой прессы в те времена. 

Женский ударный батальон на площади перед Зимним дворцом. Фото: Commons.wikimedia.org

В серьёзных газетах за октябрь 1917 года никаких подобных сообщений не было. Неприятные минуты пришлось пережить членам Временного правительства, когда восставшие узнали, что среди них нет Керенского. Разгрому едва не подвергся госпиталь, кто-то предположил, что его забинтовали и прячут среди раненых. 

Однако благодаря комиссару Г. И. Чудновскому самосуда удалось избежать. 

40 выстрелов по дворцу

Слухи о разрушении здания и внутреннего убранства в ходе артиллерийского обстрела стали распространяться уже на следующий день. Действительно, весь город слышал орудийную канонаду, особенно впечатляющим был выстрел крейсера «Аврора». Но этот выстрел был холостым и послужил лишь сигналом к началу штурма. В целом в распоряжении восставших находилось всего несколько орудий, в том числе сигнальная пушка Петропавловской крепости. Всего по дворцу было сделано около 40 выстрелов боевыми снарядами, в основном использовалась шрапнель. Артиллеристы были предупреждены, что во дворце находится госпиталь, поэтому огонь вёлся по углу здания рядом с Адмиралтейством. Часть зарядов разорвалась в воздухе над Невой. Шрапнель не могла всерьёз разрушить капитальные стены. От обстрела с Петропавловской крепости пострадали две комнаты в покоях Александра III. От выстрелов с Дворцовой площади - штукатурка фасада и уничтожена картина в Центральном зале. Кроме того, были выбиты стёкла нескольких окон.

Что касается нахождения восставших внутри Дворца, сразу следует развенчать ещё один миф: не было бесцельного брожения толп возбуждённой черни по всем его 1050 комнатам. Восставшие точно знали, в каком крыле здания находится правительство, и целенаправленно искали его. Поэтому почти половина помещений вообще не была затронута этими событиями. Крупный инцидент имел место, когда штурмующие нашли ящики с вещами, подготовленными к вывозу в Москву. Люди стали хватать их содержимое, однако тут же раздались голоса, призывающие прекратить мародёрство, так как теперь это имущество народа. Кроме этого досталось кабинету Керенского. 

Комиссия по описи имущества Дворца, в составе которой были представители эсеров и меньшевиков, заинтересованные преувеличить нанесённый ущерб, не смогла этого сделать.