Книжный голод провинции. Денис Котов - о будущем чтения и книжных магазинов

В Петербурге стартовал III Международный культурный форум, призванный осветить главные проблемы и перспективы искусства и культурной политики в России и мире. Секцию «Язык и литература» на нем курирует основатель книготорговой сети «Буквоед» и заместитель председателя петербургского филиала Российского книжного союза Денис Котов. Накануне открытия форума он рассказал SPB.AIF.RU о своем отношении к массовой литературе, будущем бумажных книг, планах на Год литературы и самых читаемых произведениях 2014 года.

   
   

Большие вопросы для форума

Елена Ляшенко, SPB.AIF.RU: - Темы, которые будут обсуждаться на вашей секции, глобальны: «Культурная дипломатия: посольская миссия русской литературы в мире», «Русский язык – формирующее начало образования русской культуры и литературы», «Геополитическое значение литературы и ее распространения в мире» и так далее. Кто их придумал и почему они звучат именно так?

Денис Котов: - Я принимал непосредственное участие в разработке тем. Когда вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи предложил мне курировать литературную часть форума, я с радостью согласился попробовать свои силы в этом и сначала запланировал даже слишком много мероприятий – от части потом пришлось отказаться. Локальные вопросы мы и так обсуждаем каждый день в книжном и писательском кругах, поэтому для форума были отобраны глобальные. Это наш шанс заявить, что литературное пространство связано с грамотностью людей, с геополитическим состоянием страны, с экономическим ростом, с сохранностью русского языка.

- Какой вы видите главную цель этих дискуссий?

- В преддверии Года литературы повестка секции поставлена достаточно высоко, чтобы за этот год произошли реальные трансформации в стратегическом видении инфраструктуры чтения. В 2015 году должны быть на государственном уровне определены долгосрочные задачи, связанные с укреплением и повышением интереса к литературе в стране.

- Что вы подразумеваете под «инфраструктурой чтения»?

- Это информационное поле, которое сопровождает книгу в пространстве интернета, телевидения, СМИ. Уровень грамотности и общей культуры россиян падает по двум причинам: сокращение числа книжных магазинов в стране (за 20 лет их стало меньше в пять раз – сегодня работают около полутора тысяч) и отсутствие адекватного освещения литературного поля в СМИ.  По статистике, средний россиянин два часа в день смотрит телевизор, 45 минут проводит в интернете и только 15 минут читает книги. Мне кажется, что это нездоровая пропорция для культурного человека.      
   

- По-вашему, государство может эту пропорцию изменить?

- Разумеется. Когда сокращается промышленное производство, государство его наращивает. Когда сокращается интеллектуальное производство и потребление – это такая же стратегическая проблема.

- Но и со стороны населения ведь должен быть запрос.

- Он есть. Мы проводили сбор подписей в петербургских магазинах сети «Буквоед» - собрали около 500 тысяч голосов горожан за внедрение в жизнь программы поддержки и развития чтения, которая на сегодня не имеет государственного статуса и собственного финансирования.

Мне кажется, для нашей страны это достаточный запрос, который в основе своей содержит желание родителей, чтобы их дети читали на протяжении всей жизни. Бумажные подписные листы находятся в Российском книжном союзе в Москве, мы готовимся начать федеральную кампанию по сбору подписей.

Кино как реклама книжек

- Не утихают споры о том, остается ли Россия читающей страной…

- Читающая страна или нет – это вопрос количества постоянно читающих жителей, а в России сегодня это не более 60% населения. А по длительности «сеансов» чтения наша страна находится где-то на 40-м месте во всемирном рейтинге.

Что касается аудитории «Буквоеда», то 60% наших клиентов – женщины. Как правило, в наши магазины заходят люди 20-45 лет. Малое количество пенсионеров, конечно, связано с уровнем доходов, но также и с российской культурой старения.

- Один из круглых столов в рамках форума пройдет под эпиграфом «Мировая литература: 50 оттенков заката или перерождение?» Тема выбрана явно из-за дамского романа «50 оттенков серого», который так модно сейчас ругать. Как вы относитесь к популярности этой книги?

- Мое отношение отразилось в том, что название книги легло в основу провокативности темы круглого стола. Писатели, литературоведы и издатели будут говорить о том, почему современная художественная проза не может затронуть те струны, которые у массового читателя легко нащупывает подобное чтиво. Это же вопрос мастерства, владения словом и смыслами. Надо придумать, как сделать так, чтобы в хит-парадах были произведения современных авторов, но существенно более глубокие. Разговор этот на форуме будет модерировать писатель Андрей Аствацатуров, а проследить за дискуссией смогут все желающие – ее будут транслировать на сайте Президентской библиотеки.

Классике стало сложно соперничать с массовой литературой. Фото: Shutterstock.com

- У «Буквоеда» эта книга, кстати, тоже числится в лидерах продаж. Вас это не пугает?

- Есть тенденция упрощения культуры, которая существует благодаря СМИ. Особенно серьезную роль здесь играет телевидение, влияние которого на большую часть населения остается очень сильным. Чуть лучше дела обстоят в киноиндустрии, которая использует сходную с телевидением систему «магического экрана». Благодаря очарованию кино в лидеры книжных продаж в этом году вырвался роман «Великий Гэтсби» Френсиса Фитцджеральда – точно войдет в десятку. Он обошел очень многих модных писателей. Пока у нас нет официальной статистики, но в десятку бестселлеров года наверняка также войдут «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери и «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Они неизменно занимают по объемам продаж первые строчки.

- В магазинах вашей сети посетителей на входе и в центре зала ждут отдельные стойки с книгами. Там лежат только бестселлеры или вы иногда продвигаете малопопулярную литературу таким образом?

- Здесь работает математический алгоритм – книги для раскладки в центре зала выбираются из числа самых продаваемых. А продвигаем мы новые произведения на развалах – горизонтальных поверхностях в залах. Туда часто попадают книги с невысоким рейтингом, которые мы считаем достойными внимания. Например, книга Александра Гратовски «Генератор возможностей» выставляется по моей рекомендации, поскольку я ее знаю и отвечаю за ее качество перед читателем. Иногда такие книги выкладываются по соглашению с издательствами в порядке эксперимента по изучению читательского интереса.

Бумажный перевес

- А вы сами успеваете читать художественные новинки?

- Нет, художественную литературу я лет семь назад решил не читать. Понял, что пришло время лучше разобраться в том, как устроены мир, речь, музыка, управление, история. Как правило, в процессе изучения одновременно находятся несколько книг. Сейчас одна из них – «Искусство управления миром» Бронислава Виногродского. Стараюсь прочитывать одну-две книги в месяц.

Электронная книга пока еще уступает позиции бумажной. Фото: www.globallookpress.com

- Читаете чаще электронные книги или бумажные?

- Только бумажные. Электронные как-то не прижились: с мобильного телефона неудобно, с планшета – неинтересно. Ценю фактуру книги, ощущение страниц под пальцами. Мне кажется, электронный текст никак не отражает многих измерений книги. Разница такая же, как между вкусным обедом в ресторане и питанием из тюбика в космосе: вроде тюбик и содержит все полезные вещества, упакованные оптимальным способом, но удовольствие с едой несравнимо.

- А покупатели «Буквоеда» как считают?

- Ежемесячно 1,1 миллиона человек заходят в 70 магазинов сети, и почти всем им бумажные книги милее. Мы ставили эксперимент по продаже собственных электронных книг, и он оказался неудачным. Безусловно, в России и в мире много и «левополушарных» людей, которые ценят во всем функциональность и считают оптимальным решением скачать электронный текст на пиратском ресурсе.

Если говорить о продажах официальных электронных версий книг, которые есть у нас в интернет-магазине, то они растут, но с бумажными объемами это не сравнить. На сегодня это 1-2% от всего книжного рынка.

- Как вы реагируете на разговоры о грядущем конце «бумажной эры»?

- С иронией. Моська всегда лает на слона. Электронные книги, конечно, могут набрать силу. Но как только прекратится бумажное книгоиздание, резко и сильно упадет качество текстов. Ведь изготовление книги – это состоящий из множества этапов и вовлекающий множество людей процесс. Он трудоемкий, поэтому еще на стадии рукописей книги проходят жесткий отбор, потом их правят, корректируют, оформляют… В электронном пространстве все это не нужно, поэтому мы рискуем утонуть в потоке графомании и профанации. Кроме того, на этом фоне затеряются и Пушкин, и Достоевский, и современные авторы, потому что «50 оттенков серого» и подобные книги - очень живучий сорняк.

Мой прогноз положителен. Пока существуют ценители бумажных книг, понимающие, что создание библиотеки – это создание семейного наследия, книгоиздательство будет жить. Правда, отток покупателей из книжных магазинов – это уже тенденция. В «Буквоеде» объем продаж ежегодно сокращается на 2-3%, поэтому мы вынуждены дополнять ассортимент канцелярскими товарами, сувенирами. Растут продажи товаров для творчества.

Продвижение чтение важно не только для культуры, но и для геополитики. Фото: www.russianlook.com

- Саму сеть пока не приходится сокращать?

- напротив, ежегодно открываются около 12 новых магазинов. В следующем году может появиться до 18 новых точек на Северо-Западе. Недавно вот открыли «Буквоед» в Североморске. Это закрытый город, где живут 30 тысяч человек и где прежде не было ни одного книжного магазина. К сожалению, есть такая тенденция: во многих городах с населением менее 50 тысяч человек уже не продают книги.

Это и есть стратегическая проблема №1, которую мы будем обсуждать на культурном форуме. Малые регионы России охватил настоящий книжный голод. Если бы в провинции не хватало продуктов, то об этом кричали бы все СМИ. А поскольку это голод культурно-интеллектуальный, кричат о нем только отдельные люди. Очень хочется верить, что Год литературы как-то поспособствует тому, чтобы сетевые или частные книготорговые точки в малых городах все же появились. И это вопрос не только культуры, но и геополитики.