Русские сказки. Венедиктов, Мединский и Пиотровский обсудили мифы о России

Алексей Юшенков / www.russianlook.com

В Санкт-Петербурге в рамках проекта «Открытая библиотека» встретились министр культуры Владимир Мединский, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Темой их дискуссии была заявлена как «Русские сказки». Мнения, где в российской действительности мифы, а где реальность, разделились. Мединский занял государственную позицию, Венедиктов — оппозиционную, а Пиотровский старался соблюдать нейтралитет. 

   
   

Сказка №1: Особый путь

Рассуждения о том, что у России свой, особый путь звучат давно. Периодически эта тема становится актуальной, и сторонники этого взгляда защищают его с невероятным рвением. Сегодня, когда в качестве главного врага снова выбран Запад, тема особого русского пути обсуждается снова. Существуем ли он на самом деле? По мнению министра культуры Владимира Мединского, каждый народ воспринимает себя особым, поэтому ничего удивительного в таких разговорах нет.

«И японцы считают себя особенными, и китайцы. У каждого есть черты, нехарактерные для других наций, и это естественно. Российская особенность не является исключительной», -  убежден министр.

Однако вовсе не народ выбирает этот исключительный путь, а все решают конкретные отдельные личности.

«Народные действия - это результирующее чьих-то действий. Говорить, что революцию делает народ - это историческая безграмотность. Революцию делает большая или меньшая прослойка. Понятие народ появилось во время, когда подчеркивалась не личность, а коллективные усилия», - считает министр культуры. 

Сказка №2: Пересмотр истории

По словам Алексея Венедиктова, сегодня в России все сложнее оценить историю объективно. Архивы закрываются, какие-то документы недоступны и интерпретировать прошлое можно как угодно.

«Историю знают сейчас по фильмам и по компьютерным играм», - заметил он. Например, была идеализирована личность Александра Невского, который, по мнению Венедиктова, был «негодяем, предателем и изменником», поднявшим меч на собственного брата, взбунтовавшегося против ордынского ига.

   
   

Мединский подобные рассуждения причисляет к сказкам.

«У нас нет пересмотра истории. Мы пытаемся вспомнить историю и рассказать правду. Сначала в советское время маятник качнулся в одну сторону, а в 90-ые - в другую, тогда хотелось узнать что-то нового, и этим злоупотребляли. Сейчас этот маятник пытается выравняться», - заметил Мединский.

Владимир Мединский: " У  нас нет пересмотра истории". Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

В свою очередь Пиотровский добавил, что не нужно путать такие понятия как история, наука и публицистика, где и меняются оценки.

«История должна людей мирить», - отметил ее назначение директор музея.

В подтверждение он рассказал о том, как при подготовке совместной российско-шведской выставки представители Швеции заметили: «Повезло вам, что Петр Первый победил». 

Сказка №3: Политики думают о будущем

По мнению министра культуры, судить о политике нужно «не потому, что он делает в данную секунду, а потому, что происходит через сто лет».

В качестве примера он вспомнил все того же Александра Невского. Во времена его правления было установлено татаро-монгольское иго. Ордынская империя обладала тогда самыми современными военными технологиями и противостоять ей не мог никто.

«Это легион 1 века нашей эра», - заметил Мединский.

У русских князей не получилось объединиться. Примкнуть к Западу означало потерять свою идентичность, и Александр Невский выбрал третий путь — он балансировал между Востоком и Западом.

«Он сохранил веру, язык и самоуправление. Он отдавал часть налогов и людей для совместных военных походов, и при этом наращивал силу. Если бы Невский вел другую политику, нас бы просто не было. Не было бы ни Москвы, ни России», - считает министр культуры.

Согласно теории Мединского, действия современных политиков сегодня объективно оценить сложно, это смогут сделать только потомки через сто лет.

Сказка №4: Культура без цензуры

Чиновники не должны определять, что должно возникать в культуре, считает Венедиктов.

«Малевич - плохо, Достоевский — плохо, выставка передвижников - вообще кошмар. Про министра можно говорить, что плохо, а про художника можно говорить, что не понятно. Когда я говорю мракобесная политика, значит политик, пришедший к власти, берет на себя право решать, что такое в культуре хорошо и что плохо», - заметил он.

Чиновники не должны определять, что должно возникать в культуре, считает Венедиктов. Фото: www.russianlook.com/ Алексей Юшенков

Мединский в свою очередь убежден, что как раз «мракобесной политики» в России сегодня нет. Правительство приняло документ «Основы культурной политики», однако он вовсе не определяет, что делать художникам и писателям, а регламентирует только поддержку культуры.

«Культура — это хорошо, а бескультурье плохо. Плохо, если государство не будет уделять внимание культуре. Никто не берется оценивать, хорош Малевич или плох Шагал. Есть актуальное искусства, не буду отнекиваться - я его не понимаю и не люблю, хотя по должности вроде должен. Но проходит Манифеста в Эрмитаже и с большим успехом. Мы не берем на себя право решать, что такое хорошо и что такое плохо», - заметил министр.

Однако он добавил, что при выборе проектов, которые будут финансово поддержаны государством, предпочтение отдается приоритетным темам: национальный вопрос, семейные ценности, важные даты (например, 70-летие Победы), борьба с коррупцией.

Пиотровский же убежден, что с поддержкой министерства культуры или без нее талантливые работы появятся и найдут своего зрителя.

«Русская сказка будет существовать всегда, и культура точно также будет существовать, и фильмы будут сниматься вне зависимости от того, даст министерство культуры денег или нет. Культура шире. То, что отличает нас от животных – это и есть культура», - заключил Пиотровский.

Директор Эрмитажа считает, что с поддержкой министерства культуры или без нее талантливые работы появятся и найдут своего зрителя. Фото: www.globallookpress.com

Сказка №5: Всеобщего благоденствия нет

Культура может менять человека к лучшему, поднимать проблемные темы, указывать на пути решения, заставлять задуматься о важных ценностях и найти решения. Выполняет ли сегодня эти задачи российская культура, поддерживает ли именно эти цели государство — вопрос по-прежнему открытый.

 «У нас нет всеобщего счастья и благоденствия. А когда это было? В 1913 году или во времена Владимира Красное Солнышко? Этого никогда не было. Ни в одной стране мира этого нет», - заключил министр культуры.