Венецианов по 5 рублей. Как в Петербурге появились художественные лотереи

Благотворительность может принимать разные формы – например, знаменитости разыгрывают право поужинать с ними или выставляют свои сценические костюмы на аукцион, чтобы передать деньги какому-нибудь фонду. В Петербурге уже несколько лет действует международный проект «Рисунок с известными людьми», вырученные от которого деньги идут на помощь детям (в прошлом году картины солистов 3D-мюзикла «Pola Negri» Ивана Ожогина и Светланы Вильгельм-Плащевской ушли с молотка за 26 и 28 тысяч рублей).

   
   

Соединение искусства и благотворительности кажется очень старой историей, хотя эта традиция в России насчитывает чуть более полутора веков. 26 марта 1837 года в Санкт-Петербурге в помещении Общества поощрения художеств состоялся первый розыгрыш первой в России художественной беспроигрышной лотереи. SPB.AIF.RU рассказывает, кто и как ее проводил и что можно было на ней выиграть.

Благотворители на особом счету

Согласно словарю Владимира Даля, лотерея – это «разборка вещей по жребию за известный взнос». В России первая государственная лотерея была учреждена еще Елизаветой Петровной с единственной целью – пополнить имперскую казну. Благотворительные лотереи появились в конце XVIII века. Тогда же, в начале 1780-х годов, были утверждены «Правила о разыгрывании лотерей, с дозволения Правительства, и порядок исходатайствования сего дозволения». Желающих заработать на подобном мероприятии было немало, поэтому полиции за такими акциями приходилось постоянно следить, а с 1810-х годов их организация и вовсе полностью перешла в ведение Министерства полиции.

В 1821 году появились отдельные «Правила о разыгрывании лотерей в Санкт-Петербурге», а спустя восемь лет был принят закон, по которому нужно было спрашивать разрешения в кабинете министров, если стоимость некоторых лотов превышала 5 тысяч рублей. Александр II  в 1857 году велел отдельно отметить в «Уставе о пресечении преступлений», что лотереи «должны быть делаемы сколь можно реже и притом только для людей бедных». Розыгрыш в лотерею денежных сумм, ценных бумаг, в том числе лотерейных билетов, а также предметов христианского почитания был запрещен несколькими законами, подписанными в 1870-90 годах.

На особом положении находились благотворительные организации, связанные с опекой детских приютов и находящиеся под покровительством членов Императорского дома. К их лотереям относились более лояльно, и проводились они по упрощенным правилам. Первая художественная публичная беспроигрышная лотерея, средства от которой были направлены на благотворительные цели, состоялась 26 марта 1837 года.

Азартный способ поддержать художника

Организатором выступило Общество поощрения художников, а лотами стали произведения, предварительно выкупленные у опекаемых живописцев. На тот момент организация эта существовала уже 17 лет, выдавая гранты, освобождая талантливых крепостных, тиражируя эстампы и литографии, содержа школу и мастерские с библиотекой. Благодаря поддержке ОПХ обучение за границей смогли пройти Карл Брюллов и Александр Иванов, а молодые таланты могли пробиться, участвуя в организованных ОПХ конкурсах. В 1833 году удалось за тысячу рублей продать в рамках лотереи работы крепостного художники Ивана Каширина, чтобы потом за эту же тысячу и выручить его из неволи у помещика Ульянова. Позже Каширин стал учеником Алексея Венецианова. Эту практику решено было развивать.

Лотерея стала одним из множества способов поддержать «подопечных». Для первого розыгрыша, который проходил в залах Общества на Большой Морской улице, были отобраны 1000 выигрышей общей стоимостью более 6 тысяч рублей ассигнациями, или 1,7 тысяч рублей серебром. Билеты продавались по 5 рублей.

   
   
О первом розыгыше извещала "Художественная газета". Фото: Архивное фото

Доход от них шел на поддержку молодых художников, выпуск изданий общества и другие цели. В номере «Художественной газеты» за март 1837 года появилось объявление от имени самого общества: «Общество поощрения художников, изыскивая все средства к распространению в публике хороших художественных произведений и доставлению всем ее классам возможности приобретать оные без значительных пожертвований, признало полезным учредить здесь в Санкт-Петербурге первую лотерею без проигрыша, состоящую из оригинальных картин, копий, оригинальных мастерских рисунков, литохромий, художественных изданий, гипсовых вещей, эстампов с гравированных досок и эстампов литографических.

Мысль учреждения подобной лотереи, у нас еще новая, давно уже осуществлена в Пруссии, других Германских владениях, во Франции и проч. Следствия художественных лотерей везде приносят особенную пользу, ибо умножают и число заказов художникам и увеличивают сбыт их произведений и распространяют оные между людьми всех состояний. Без сего средства многие и особенно недостаточные люди не могли бы приобретать хороших художественных вещей так сходно и так для себя выгодно».

Организаторы не скрывали, что одной из задач лотереи видят возбуждение в публике своего рода азартного интереса к искусству – среди покупателей билетов они видели потенциальных заказчиков и коллекционеров: «Притом это средство удобнее всех других может заронить искру любви к искусствам даже в тех людях, которые не имели случая воспитать ее. Хорошее произведение искусства, выигранное в лотерею, может возбудить со временем желание иметь другое такое же… От сего польза для публики, польза для художников, польза для искусств вообще и в частности, польза для вящего развития образованности».

Добрая традиция

Проводя первый розыгрыш, меценаты из ОПХ подчеркивали, что истинная стоимость представленных лотов составила более шести тысяч рублей, что на тысячу больше, чем стоимость проданных билетов. Это призвано было означать, что цель лотереи – не столько выгода, сколько «распространение в публике хороших отечественных произведений и ускорение сбыта уже имеющихся в Обществе картин».  Билеты продавались на выставке ОПХ «в заведении Снегирева и Ко» за Аничковым мостом на Невском проспекте.

Работы Алексея Венецианова на благотворительных акциях можно было видеть очень часто. Фото: Public Domain

В апреле 1837 года «Художественная газета» опубликовала результаты розыгрыша: «Первая Художественная Лотерея от Общества Поощрения разыграна в прошедшем месяце. Оригинальные картины и рисунки выиграли следующие билеты:

Масленые оригинальные картины:
122  Венецианова «Купающиеся женщины»
456 Заболотского «Гадание на бобах»
574 Кухаревского «Вид Парголова»
586 Чернецова «Вид дворца Павла I в Летнем саду»
635 Шодровского «Пейзаж» и т.д.»

Кому-то посчастливилось даже выиграть гипсового всадника на коне работы Клодта (автора скульптур на Аничковом мосту). Лотерея имела в Петербурге большой успех и превратилась в традицию – ежегодно до своего расформирования в начале XX века Общество поощрения художников проводило выставку, экспонаты которой затем распродавались «беспроигрышным» путем.

Эта практика «пошла в народ» - например, в апреле 1839 состоялась публичная благотворительная лотерея в пользу Петербургской детской больницы, на которой разыгрывалось 27 картин и этюдов; 15 из них принадлежали кисти Венецианова, а остальные – его ученикам. Было продано 985 билетов по 5 рублей ассигнациями. Сам Венецианов еще до открытия лотереи пожертвовал в пользу больницы все свои работы. Позже беспроигрышные художественные благотворительные лотереи среди своих членов периодические устраивали Общество взаимного вспоможения русских художников, Первый дамский художественный кружок (выручка кружка от лотереи в 1908 в размере трех тысяч рублей была пожертвована ослепшему художнику А. И. Алексееву), Петербургское общество поощрения женского художественно-ремесленного труда, Общество русских акварелистов и Общество имени А. И. Куинджи.