Два в одном. Под картиной Петрова-Водкина нашли утраченный портрет Пушкина

Под произведением Петрова-Водкина "Колхозницы".Эскиз.1937-1939 был обнаружен ранее написанный портрет А.С. Пушкина. © / Twitter Русского музея

В Петербурге произошла настоящая сенсация в мире искусства.  Сотрудники Русского музея нашли картину Кузьмы Петрова-Водкина, о судьбе которой долгие годы ничего не было известно.

   
   

«Уникальная новость из отдела технологических исследований. Под произведением Петрова-Водкина «Колхозницы». Эскиз. 1937-1939 был обнаружен ранее написанный портрет А.С. Пушкина. Относится к 1930-м годам», - сообщила пресс-служба.

Чужие руки

Открытие было сделано практически случайно. Во время подготовки в большой выставке художника, которая проходила в музее, специалисты обратили пристальное внимание на один из эскизов, изображавших двух женщин. Несоответствие деталей натолкнуло на мысль, что холст может хранить какой-то секрет.

Специалисты заметили несоответствие деталей на картине. Фото: Twitter Русского музея

«Во время визуального осмотра мы увидели, что в нижней части картины заметны ноги, которые не подходят фигуре работницы. К тому же выделяется рука, которая лежит на колене, - рассказывает Сергей Владимирович Сирро, заведующий отелом технологических исследований. - Мы предположили, что под слоем краски находится другое изображение. К тому же Петров-Водкин славился тем, что нередко брал  для своей живописи уже использованный холст. Это мог портрет, натюрморт, перевернутый на 90 или 180 градусов, или пейзажная композиция. Мы допустили, что здесь, скорее всего, находится портрет».

Оставались вопросы – чей это портрет и кто мог быть его автором. Дело в том, что в 20-30-х годах художники в целях экономии писали на старых загрунтованных живописных холстах. И это могла оказаться незаконченная картина другого мастера. Расставить все точки помогла специальная аппаратура. Инфракрасный канал позволил идентифицировать человека, чей портрет был под изображением работниц, и увидеть знаменитые бакенбарды поэта в зоне прически одной из героинь.

«При исследовании мы увидели изображение, скрытое за верхним слоем,  - пояснил Сергей Сиро. - Более темная область – это голова Пушкина. Дома были нарисованы позже поверх его лица. Чуть ниже видны плечи и сюртук. По линиям угадывается спинка дивана. Кроме того, по краям холста видна зеленая краска, пробивающаяся из-под коричневой. Это остатки того зеленого дивана, на котором сидел Пушкин».

Он пояснил, что существует фотография этой картины, которая считалась утерянной около 80 лет.

   
   
Инфракрасный канал позволил идентифицировать героя картины. Фото: Twitter Русского музея

«Известно, что она не понравилась художнику, и он ее уничтожил. На этом все специалисты, погоревав, успокоились. При этом существовали карандашные эскизы. И даже некоторые обрезанные фрагменты холста. Но сама живописная работа считалась безвозвратно утерянной», - резюмировал он.

Но на деле оказалось, что художник обрезал холст, верхнюю часть которого решил использовать для другой своей работы.

«Что-то у меня не клеится с Пушкиным»

Один из фрагментов нижней части картины Петрова-Водкина хранится в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина. На нем видны небрежно упавшее письмо и две книги, оставленные на полу.

Один из фрагментов картины Петрова-Водкина хранится в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина. Фото: Public Domain

Как вспоминала дочь художника – Елена – Кузьма Сергеевич начал работать над холстом в Болдине. Продолжил труд и в Пушкине, где в 30-х годах семье дали квартиру в здании знаменитого лицея. По ее словам, отец хотел создать портрет великого поэта, но все никак не мог «ухватить образ» - стены пушкинской alma mater не помогали в этом. В итоге, он порезал картину прямо на глазах у девочки.

«Пушкин у папы никак не получался. Он начал его рисовать в Болдине. Пушкин сидит на диване, нога протянута, рядом полукруглый столик, а на ковре валяется сжатое письмо: видимо, Натали. И он в таком неприятном состоянии», - описывала картину Елена.

Кузьма Сергеевич начал работать над холстом в Болдине. Фото: Public Domain

Когда, казалось, полотно уже было закончено, мастер принял решение от него избавиться.

«Я уже училась в школе, я отлично помню, как я к папе заглянула, а он в плохом настроении, говорит: «Что-то у меня не клеится с Пушкиным». Вот образ не может никак схватить. Образ чувствует, а потом вдруг, ни с того, ни с сего, он берет ножик и режет картину. Говорит: «Нет, Пушкин таким не может быть». И в этот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина, мне показалось, что он ухмыляется. Папа говорит: «Нет, это не Пушкин». Я говорю: «Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться», - вспоминала дочь известного художника.

Спустя несколько десятилетий очертания старой «неудачной» картины все же увидели первые зрители.