Граффити как искусство, стрит арт – как высокий стиль
21 апреля в Каменноостровском театре БДТ определены победители Премии им. Сергея Курехина за 2018 год. В этом году работа уличного художника Павла Каса «С Новым годом, товарищи» признана лучшей в номинации «Искусство в общественном пространстве», кроме этого стрит арт заявлен в номинациях «Лучший кураторский проект», «Лучший фестиваль», «Лучший текст о современном искусстве». Включив уличные работы в лонг-лист наравне с работами галерейных, известных художников, Премия Курехина словно стирает границы между академической живописью и андеграундом. Представляем Вам самые яркие стрит арт проекты, номинированные на Премию Курехина, чтобы Вы могли составить собственное мнение о том, является ли стрит арт вандализмом и может ли уличная картина считаться произведением искусства.
Уличная философия постмодернизма
Уличный художник Иван Тузов в Перми на бетонном заборе создал картину «В будущее»: огромный вагон, в нем сидят люди, кто-то бежит, надеясь вскочить в последнюю дверь, но этот поезд никуда не поедет. Вагон отцеплен. Герои этой картины похожи на известных российских деятелей, а сам поезд, который едет не в будущее, а застрял в каком-то сером безвременьи,- прямая аллегория на локомотив революции, символ советской российской истории 20 века. Куда привела нас эта история? На пермской окраине это постмодернистское высказывание выглядит особенно резонансным.
Лучший текст без текста
Институт исследования стрит-арта в прошлом году издал книгу «Буфангард». Это - альбом с фотографиями тегов и граффити. Все граффити каталогизированы и систематизированы. Текста в альбоме нет, но ведь граффити - это и изображение, и текст одновременно. Вполне вероятно, что «Буфангард» – это одно из первых больших исследований петербургского граффити, указывающее на необходимость изучать надписи на стенах домов как новый жанр современного визуального искусства.
Нелегальный фестиваль
Последнее время в России появилось множество так называемых фестивалей стрит-арта, которые за фестивальной формой скрывают лишь стремление красиво оформить городское пространство. И стрит-арт из полулегального протестного художественного жанра превратился в дворовые соревнования по малярным работам. В противовес официальным проектам в Екатеринбурге прошел несанкционированный фестиваль стрит арта «Карт-Бланш». В город самостоятельно приехали художники из разных городов и в течение нескольких дней создавали нелегальные работы на те темы, которые интересны именно им, а не заказчикам в лице организаторов псевдо стрит арт фестивалей. Кстати, никаких конфликтных ситуаций не произошло. Не даром Екатеринбург считается столицей российского стрит-арта.
Граффити в галерее
Игорь Яновский в своем проекте «Что это за маленький сыч?» расписывает галерею целиком, покрывая все поверхности странными графическими структурами, перенося стрит арт в выставочное пространство. Кажется, что в своей работе художник ставит не столько вопрос о сыче, сколько о том, как уличное искусство может существовать внутри галереи. Должно ли оно там существовать, если должно, то в каких формах.
Стрит арт и памятники архитектуры
Петербургский художник Стас Багс озвучил свое художественное высказывание в Нижнем Новгороде, где под угрозой исчезновения памятники деревянного зодчества. Старинные дома разрушаются, а на их месте возникают новостройки. Багс существует в двух ипостасях – и в галереях выставляется, и на уличных стенах рисует. Он выбрал самую модную и престижную галерею города и соорудил в центре выставочного зала сарай, созданных из обломков старинных домов. Этот «новый дом» расписали нижегородские стрит артисты. Ироничное и смелое художественное послание нашло отклик среди нижегородцев и вызвало большой общественный резонанс. Искусство порою звучит убедительнее, чем лозунги и тысячи слов.
Художники или вандалы
Сразу после Нового года другой петербургский художник Павел Кас нарисовал в зашитом дверном проеме петербургского дома новогоднюю картину, которую сразу же закрасили коммунальные службы. Но фото это работы попало в Интернет, было растиражировано в соцсетях и вызвало большой резонанс. Спустя несколько дней горожане сами восстановили рисунок. И тут зарождается полемика на тему искусства и вандализма, актуальная в контексте законов о легализации стрит-арта, которые сейчас рассматривают в Санкт-Петербурге. Случайно ли так совпало или все разворачивается по замыслу художника, нам остается только гадать. Но благодаря подобным инициативам в Санкт-Петербурге появились стены, на которых можно рисовать без согласования. Сегодня наш город – один из первых предпринял попытки социализации и легализации граффити.
До 20 мая в Центре Курехина на Лиговском, 73 будет работать выставка работ, вошедших в Лонг-лист. Вы сами сможете увидеть документацию по каждому из проектов, сравнить их друг с другом, а также с другими работами, которые представляют наиболее актуальный и объективный срез современной культуры, составить собственное представление о том, как она развивается. Вход на выставку - до 150 рублей.