На зависть миру. Как русская опера стала сокровищницей мировой культуры

SPB.AIF.RU вспоминает основные вехи развития оперного жанра и приводит топ-7 самых известных в мире русских опер.

   
   

Для развлечения Анны Иоановны        

Этот классический жанр Россия узнала во времена императрицы Анны Иоанновны. Она 20 лет провела в Курляндии и очень любила развлекаться. Ее царствование ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, в том числе на театр. 29 января 1736 года в страну пожаловала итальянская труппа с произведением «Сила любви и ненависти». Опера была переведена на русский язык известным русским поэтом Василием Тредиаковским. Спектакль имел грандиозный успех, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене. Вскоре при дворе появилась французская труппа, повсеместно начали возникать частные оперы. В Россию съезжались музыкальные коллективы из Франции, Италии, Германии. В операх начали принимать участие певчие, которые до этого исполняли только церковные песнопения.

Первая по-настоящему российская опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 1755 году. Текст к ней написал поэт Александр Сумароков, она называлась «Цефал и Прокрис». С первых шагов русская опера складывается как искусство демократическое. Сюжеты нередко выдвигали антикрепостнические идеи, характерные для русского драматического театра и русской литературы в конце XVIII века.

Представителям русской оперы приходилось нелегко в те годы. Дело в том, что царские особы и верхушка дворянского общества покровительствовали иностранным труппам, отдавали предпочтение им.

Наши композиторы вынуждены были отстаивать независимость своего национального направления. Постепенно, к началу XIX века, русские произведения начали выходить на первый план.

От любви до трагедии

В начале XIX века большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет. В опере преобладали сюжеты комические, высмеивающие скупость, взяточничество либо сентиментальные, рассказывающие о препятствиях, мешающих любви. Кончались все эти оперы традиционным финалом: наказанием порока и торжеством добродетели. Музыка в этих незатейливых спектаклях была очень простой, она не заполняла всего спектакля. Значительного различия между оперой и обычным спектаклем с музыкальными номерами – например, водевилем, не существовало.

Такая ситуация складывалась до момента, пока в искусстве не появился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Он чувствовал в себе силы создавать более значительные произведение, нежели сентиментальные истории влюбленных. Михаил Иванович мечтал поставить историческую трагедию, главным действующим лицом которой был бы весь русский народ.

   
   
Голос народа. Жизнь Михаила Глинки сквозь призму его произведений

Вскоре, в 1830 году, была написала историко-трагедийная опера «Иван Сусанин», а в 1842-м – «Руслан и Людмила». Эти произведения по праву стали русской оперной классикой и до сих пор имеют грандиозный успех во всем мире. Они положили начало двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической и волшебно-эпической операм.

Идеи Глинки подхватили и другие композиторы: Модест Мусоргский, Александр Даргомыжский, Антон Рубинштейн, Александр Серов. Во второй половине XIX века появляются такие знаковые произведения, как «Борис Годунов», «Хованщина», «Русалка», «Каменный гость», «Юдифь», «Вражья сила», «Куликовская битва», «Дети степей», «Демон».

Самым ярким представителем музыкальной культуры конца XIX века стал композитор Петр Ильич Чайковский. Он с удовольствием брался за жанр оперы и сочинил десять бессмертных произведений. Наиболее известна его историческая оперная трилогия: «Опричник», «Мазепа» и «Орлеанская дева». Особенность исторических опер Чайковского – их родство с его лирическими операми. Композитор раскрывает в них характерные черты изображаемой эпохи через судьбу отдельных людей. Гениальные оперы Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта», прочно вошли в мировой оперный репертуар. XIX век — эпоха русской оперной классики. Русские композиторы создали шедевры в различных жанрах оперного искусства: драмы, эпоса, героической трагедии, комедии.

Тотальная цензура

В начале XX века русская опера пользуется огромной популярностью во всем мире. С приходом большевиков жанр не исчезает, а лишь набирает силу. Крупнейший оперный театр страны – Большой театр, активно сопротивляется попыткам навязать ему постановки новых западных опер, бережно хранит певческие традиции. Чутко и осторожно обновляя свой репертуар, Большой театр в эти годы ставит выдающиеся оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и «Декабристы» Василия Золотарева.

Новатором в области оперы советского периода был Дмитрий Шостакович. Большой популярностью пользуется его произведение «Нос» по мотивам повести Гоголя. Но композиторам того времени приходилось очень непросто из-за тотальной цензуры. Так, опера Дмитрия Дмитриевича «Леди Макбет Мценского уезда» была очень тепло встречена зрителями в 1934 году, однако через год подверглась жесточайшей критике в советской печати и снята с репертуара.

Во время Великой Отечественной войны появилась опера Сергея Прокофьева «Война и мир», позже родился образец советской оперы «Повесть о настоящем человеке».

В 70-е годы под влиянием Запада в Советском Союзе очень популярным стал жанр рок-оперы. Самое известное произведение – «Юнона и Авось».

Топ-7 самых известных в мире русских опер:

1.«Иван Сусанин» Михаила Глинки

Долгое время партию Ивана Сусанина исполнял оперный певец Федор Шаляпин. После революции произведение ушло с советской сцены, но было адаптировано под требования нового времени. Одно время финальные строки даже звучали «славься, славься советский строй». С 1945 года Большой театр традиционно открывает новый сезон различными постановками «Ивана Сусанина».

2. «Пиковая дама» Петра Чайковского

Была поставлена в 1890 году в Мариинском театре. С 1892 года началось путешествие оперы по миру. Сначала ее показали в Праге, в 1910 году – первая постановка в Нью-Йорке, а в 1915 – в Лондоне.

3. «Борис Годунов» Модеста Мусоргского

Первая редакция оперы была забракована театральным комитетом дирекции Императорских театров. Критики забраковали произведение из-за того, что там не было яркой женской роли. Мусоргскому пришлось ввести в оперу акт любовной линии Марии Мнишек и Лжедмитрия. И все равно опера была отвергнута, она была поставлена лишь через 2 года после написания в 1874 году на сцене Мариинского театра.

4. «Князь Игорь» Александра Бородина

Опера по мотивам «Слова о полку Игореве» создавалась автором на протяжении 18 лет, но так и не была закончена. После смерти Бородина произведение завершил Римский-Корсаков. 

5. «Каменный гость» Александра Даргомыжского

Автор также не сумел закончить свое произведение. И снова работу завершал Римский-Корсаков. Опера была поставлена в Мариинском театре в 1872 году, зарубежный зритель увидел произведение лишь в 1928 году. Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.

6. «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова

Сказочная опера написана по одноименной сказке Пушкина. С 1909 года произведение начало свое триумфальное шествие по театрам мира.

7. «Леди Макбет Мценского уезда» Сергея Шостаковича

Опера была поставлена в Ленинградском малом оперном театре в 1934 году. Вскоре Шостакович был осужден руководством компартии страны, а произведение было запрещено до 60-х годов. Произведение было охарактеризовано как «сумбур, вместо музыки».