Плащаница из Византии
22 февраля 1857 года здесь отслужили панихиду в память о композиторе Михаиле Глинке, который скончался в Берлине 3 февраля 1857 года. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Ещё ранее, в 1826 году, на первом этаже церкви была помещена траурная колесница, на которой привезли тело императора Александра I из Таганрога, где он умер. В 1878 году на этом месте была установлена часовня с иконостасом из четырёх образов.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа построена в 1736 году по просьбе служителей Конюшенного ведомства. Государыня Анна Иоанновна не только одобрила просьбу, поручив разработку проекта архитектору Николаю Гербелю, но и выписала из Византии бесценные христианские святыни: Образ Спаса Нерукотворного, шитую шёлком Плащаницу и икону «Знамение». Поначалу построили деревянную церковь, а спустя десять лет на её месте возвели каменный храм.
В 1817-1823 годах его перестроили по приказу Александра I, который уделял большое внимание городскому строительству. Старая церковь, по мнению государя, не соответствовала новому облику столицы.
Проект нового храма разработал Василий Стасов. Коренной москвич, ученик зодчего Василия Баженова, он трудился в Петербурге с 1811 года. Именно ему принадлежит идея разместить храм на втором этаже Конюшенного двора над главными воротами. Капитальные строительные работы были завершены в 1822 году. Главный церковный зал украсили десять колонн. Его освещала четырёхметровая люстра, изготовленная английским мастером Джоном Банистером.
Клуб для чекистов
Именно в этой церкви 1 февраля 1837 года отпевали Александра Сергеевича Пушкина. Церковь с трудом вместила всех желающих проститься с поэтом. Впускали не всех. Конюшенная площадь была заполнена народом, пришедшие поклониться праху спорили за право нести гроб. После отпевания гроб с телом поместили в подвал, а ночью 4 февраля отправили к месту погребения в Святогор-ский монастырь.
Позднее церковь перестраивали ещё раз - в 1857-1860 годах. На этот раз работами руководил зодчий Пётр Садовников. История жизни этого русского мастера удивительна тем, что он стал известным архитектором, будучи крепостным. Княгиня Голицына послала своего талантливого холопа учиться в Академию художеств в Петербурге. Правда, доучиться не дала, сама же и отозвала для строительства имения для дочери. Тогда же Садовников женился на купеческой дочке, которая, по законам того времени, тоже стала крепостной. Архитектор получил вольную после смерти княгини и вернулся в Петербург, где поступил на службу в Конюшенное ведомство. Оно-то и поручило ему строительство Конюшенного музея и реконструкцию церкви. Садовников расширил её, добавил окон на главном фасаде, обновил роспись стен.
В 1917 году Конюшенная церковь была разграблена, а в 1923 году закрыта. Храм приспособили под клуб конного отряда ГПУ. Потом здесь разместили отделение милиции, контору проектного института… Летом 1990-го было принято решение о возвращении здания РПЦ.
6 июня того же года в церкви отслужили первую спустя долгое время панихиду по Пушкину.
Настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа с 1991 года является отец Константин. В прошлом петербуржцы знали Константина Смирнова как одного из ведущих актёров Театра имени А. С. Пушкина и как киноактёра. Одна из его киноработ - главная роль в ленте «Чтобы быть счастливым!». В 1975 году он поступил в духовную семинарию, а после её окончания - в Духовную академию. В интервью «Аргументам и фактам» в 2009 году отец Константин сказал: «Когда я снимался в фильме «Такие высокие горы» с Сергеем Бондарчуком и Юлией Солнцевой, я знал, что это не начало моей карьеры, а конец. Я ухожу в храм».
Смотрите также:
- Молния, обвал и кризис. Как в Петербурге перестраивали Андреевский собор →
- Готик-сити. 5 самых известных готических зданий Петербурга →
- В декабре в «Спас-на-крови» вернутся царские ворота →