«Не Христос, а больной Миклухо-Маклай». История пяти шедевров Николая Ге

Портрет художника Николая Николаевича Ге. 1890 © / Commons.wikimedia.org

Работы Николая Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в петербургском Русском музее и Третьяковской галерее в Москве. Его называют первым русским художником, который  в библейских сюжетах уловил новое реалистическое направление. В день рождения мастера SPB.AIF.RU вспоминает историю создания пяти его шедевров.

   
   

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год

«Во время писания картины «Пётр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал», - так описывал процесс создания картины сам Николай Ге.

Это полотно он представил на первой  выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая состоялась в Петербурге в ноябре 1871 года. Александр II, посетивший выставку, обратил внимание на полотно и изъявил желание купить его. Нюанс ситуации был в том, что картина уже была продана: известный предприниматель, меценат Павел Третьяков приобрел ее для своей коллекции, когда она еще стояла в мастерской. Но предупредить императора никто не посмел. В итоге к художнику обратились с просьбой создать еще одну авторскую копию для первого покупателя, а оригинал отдать царю. Ге был категоричен: он заявил, что не будет этого делать без согласия Третьякова. В итоге оригинал был отдан меценату, а копия досталась Александру II. В настоящее время одна картина хранится в Третьяковской галереи, другая находится в собрании Русского музея.

В настоящее время одна картина хранится в Третьяковской галереи, другая находится в собрании Русского музея. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет Герцена, 1867 год

За свою жизнь Ге написал немало портретов известных людей. Ему позировали поэт Николай Некрасов, писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Иван Тургенев, историк Николай Костомаров и другие.  Портрет «государственного преступника» Александра Герцена выделяется из их числа.

За пять сеансов картина была закончена. Фото: Commons.wikimedia.org

Картина была создана в 1867 году во Флоренции, где художник познакомился с известным политическим эмигрантом.

«Неожиданно для нас пришел к нам А.И.Герцен, приехавший во Флоренцию... Целый вечер мы переговорили обо всем... Я ему тут же сказал: «Александр Иванович, не для вас, не для себя, но для всех тех, кому вы дороги как человек, как писатель, дайте сеансы: я напишу ваш портрет», - так вспоминал первую их встречу Ге.

Герцен согласился. «Это – художник первоклассный, я не должен был отказать. Вчера он начал», - так написал он в письме Наталье Огаревой.

   
   

За пять сеансов картина была закончена. По мнению художественного критика Владимира Стасова, это был лучший портрет, написанный Ге за всю жизнь.

Любопытна история, как картину доставили в Россию в 1869 году. Сделано это было тайно, так как жандармы могли уничтожить портрет, узнав на нем бунтаря Герцена. Поэтому, чтобы обезопасить полотно, художник заклеил его слоем тонкой бумаги с изображением библейского пророка Моисея. Так картина оказалась в России.

«Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», 1875 год

Картина относится к «петербургскому» периоду творчества Николая Николаевича. На ней художник изобразил встречу Александра Пушкина и Ивана Пущина, которая произошла в селе Михайловском в 1825 году.

Однокурсник Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею, несмотря на предостережения товарищей, посетил опального поэта. Встреча была недолгой, но за это время они успели обсудить многое, даже причастность Пущина к тайному обществу.

Вспоминая эту встречу, позже декабрист писал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!»

Именно этот запоминающийся день и изобразил на картине Николай Ге.

Екатерина Осипова (в замужестве Фок), которая жила неподалеку от Михайловского - в Тригорском, отмечала, что художник недостоверно описал кабинет Пушкина.

«Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него «Пушкина» в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего на все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки», – писала годы спустя Осипова-Фок.

Художник изобразил встречу Александра Пушкина и Ивана Пущина. Фото: Commons.wikimedia.org

 «Что есть истина?», 1890 год

В 1890 году картина впервые была представлена публике на выставке Товарищества передвижников. Реакция зрителей, увидевших эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, была неоднозначной. Зато члены Священного Синода были единодушны в своем мнении и добились того, что полотно сняли с экспозиции.

Павел Третьяков, ценивший творчество Ге, изначально не захотел покупать картину. Фото: Commons.wikimedia.org

Даже Павел Третьяков, ценивший творчество Ге, изначально не захотел покупать картину. В дело вмешался писатель Лев Толстой, к мнению которого тот прислушивался.

«Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её», - написал он предпринимателю.

Меценат прислушался к его мнению и приобрел картину.

Любопытен факт, что холст, который использовал Ге, не был новым. Во время рентгенографии полотна в 2011 году было установлено, что под слоем краски спрятано еще одно изображение. Эксперты пришли к мнению, что это картина «Милосердие», которая была написана в 1879 году и экспонировалась на 8-й выставке передвижников.

На полотне также были обнаружены следы другого изображения. Предполагается, что это мог быть один из ранних вариантов картины «Распятие».

«Суд Синедриона. «Повинен смерти», 1892 год

У этой картины Ге непростая судьба. В начале она была запрещена к показу на XX Передвижной художественной выставке 1892 года. Лично против ее экспозиции высказался великий князь Владимир Александрович, который возглавлял в это время Императорскую Академию художеств. Существует версия, что на его мнение оказал влияние член ГосСовета Константин Победоносцев, который в своем письме Александру III писал, что «Христос написан в самом отвратительном виде…».

Также сохранилась оценка, которую дал сам император. Посмотрев на полотно, он заявил: «Ну какой же это Христос, это больной Миклухо-Маклай».

Картина долгие годы хранилась в имении художника на хуторе в Черниговской губернии. После смерти Николая Николаевича, его старший сын переслал холст Льву Толстому в Ясную Поляну. Для этого его сняли с подрамника и завернули в газеты. Когда посылка дошла до адресата, то выяснилось, что газеты отпечатались на слое краски. В некоторых местах сохранился газетный шрифт.

Следующим владельцем полотна стал Павел Третьяков, которому ее передали в дар в 1897 году. Картина недолго экспонировалась в 1898 году, а после на долгое время попала в запасники. Ее состояние с годами становилось плачевным: слой краски вспучился, при любом прикосновении он лопался, картина стала очень темной.

Проведенная недавно экспертиза показала, что потемнение красочного слоя было связано с тем, что при работе художник пользовался прогоркшим маслом. Кроме того, верхние слои краски он накладывал, не дожидаясь высыхания предыдущих.

Потемнение красочного слоя было связано с тем, что при работе художник пользовался прогоркшим маслом. Фото: Commons.wikimedia.org

Широкой публике отреставрированное полотно представили в Третьяковской галерее лишь в 2011 году.