В Петербурге прошла премьера спектакля Московского Губернского театра по повести Василия Шукшина «Энергичные люди». Постановщиком стал известный российский артист Сергей Безруков.
Экскурсия от народного артиста
Журналистам повезло – перед постановкой Сергей Безруков лично провел экскурсию по декорациям. На сцене удалось изобразить аутентичную квартиру 70-х – с портретом Есенина на стене, пестрыми обоями, телевизором, с экрана которого вещает Брежнев, аквариумом, югославским гарнитуром с бесценным по тем временам хрусталем и даже ковром, который, кажется, до сих пор пахнет прошлым.
«Здесь нет ничего специально построенного и сделанного. Все аутентично. Все настоящее, - говорит Безруков. - Обязательно загляните в холодильник – там все тоже настоящее! За такой же блок сигарет, который здесь представлен, можно было и жизнь отдать. Магнитофон стоил 600 рублей при зарплате 110! А хрусталь…. достать хрусталь и поставить его в стенку – была мечта, реализовав которую люди могли спокойно умирать. Для меня очень важны все атрибуты времени. Понятно, что каракуль махеровый, вот эти все норки, ондатры».
Во время экскурсии Безруков бесконечно улыбается. При этом подчеркивает, что в работе над спектаклем не было цели восхвалять советские годы или ностальгировать по Советскому Союзу.
«Я ностальгирую лишь по людям, по какой-то чистоте, теплоте и душевности, по тому, как они умели радоваться. Советский Союз – это не идеология, это ощущение, когда все вместе, - мечтательно говорит режиссер-постановщик. - Молодежь смотрит на это все, как на параллельный мир и путешествие в прошлое. А для старшего поколения это, конечно, воспоминание молодости».
«Молодые люди должны увидеть, что их папы и мамы тоже люди, которые жили, любили, творили. У них тоже была насыщенная молодость, приносящая не только трудности, но и радость. Они тоже шумели», - подчеркивает исполнитель роли Брюхатого актер Александр Тютин.
Караоке на сцене
Действия, развернувшиеся на сцене в этот вечер, были точь-в-точь как 40-50 лет назад, в 70-е годы прошлого века. Главные герои пьесы - авантюристы, спекулянты и «импровизаторы» эпохи соцреализма, которые сами себя называют «энергичными людьми». Жанр постановки сам режиссер определяет как караоке-спектакль.
«Мне хотелось сделать спектакль-праздник!» - признается Сергей Безруков.
И у него это получилось. Жанр караоке-спектакля понравился пришедшим зрителям. Все три часа на сцене играл вокально-инструментальный ансамбль, который придавал особый шарм постановке.
Оригинальный текст Василия Шукшина режиссер разбавил узнаваемыми мелодиями 70-х. Зрители, сначала немного скромничая, подпевали полушепотом, а в середине спектакля уже смело во весь голос. Особенно хорошо «зашла» публике песня Бременских музыкантов.
Помимо очень яркой, смешной истории в постановке были и трогательные моменты, когда слетели все маски и главные герои начали размышлять о том, что же с ними стало? Сам режиссер им сочувствует в этот момент, ведь они неплохие люди, но, как и у Булгакова, «их испортил квартирный вопрос».
Специально для спектакля было снято несколько киносцен, стилизованных под фильмы, популярные в 70-е годы. В них помимо артистов, занятых в спектакле, снимались сам Сергей Безруков, Илья Малаков, Василий Шмаков.
В завершении встречи с журналистами Сергей Безруков признался: спектакль создавал как признание в любви своим родителям. И это признание получилось очень настоящим, трогательным.