По кличке «Подкидыш». В Петербурге снимают ретро-детектив эпохи НЭПа

Антон Шагин сыграл главную роль в детективе. © / "Амедиа Продакшн"

Воровские шайки, трущобы, вездесущее НКВД, анархия – таким предстает Ленинград 1926 года. Действие разворачивается в самый разгар НЭПа. Новгородского жулика по кличке «Подкидыш» невероятным образом принимают за известного сыщика. Получив на руки удостоверение милиционера, тот решает совершить масштабное ограбление...

   
   

Как в лихие 90-е

«Моё становление пришлось на 90-е годы. Эпоха НЭПа похожа на то время, – говорит режиссёр-постановщик «Подкидыша» Антон Борматов. – Я взялся за эту тему, потому что, как мне кажется, это тоже было время больших перемен, анархия, когда законы меняются. Также мне всегда интересен герой, который обрёл новую жизнь».

«Подкидыш» – это лихо закрученный ретро-детектив с погонями, стрельбой, комичными ситуациями и атмосферой ушедшей эпохи. Съёмки проходили по всему Петербургу: в Таврическом саду, старинных особняках, на Лиговском проспекте. Режиссёр старался выбирать места, которые проще задекорировать под 20-е годы. Некоторые сцены отсняты в Кронштадте. По словам Борматова, в Северной столице создавать исторические фильмы всё сложнее.

«В современном Питере пока ещё можно снимать такое кино, – отмечает режиссёр. – Думаю, ещё лет 15-20, и будет совсем сложно, придётся использовать много графики. Всё идёт к павильонным съёмкам. Мне кажется, мы застаём последние десятилетия, когда еще возможно в городе снимать такие исторические фильмы. И я очень рад застать эти времена».

«Подкидыш» – это лихо закрученный ретро-детектив с погонями, стрельбой и атмосферой ушедшей эпохи. Фото: "Амедиа Продакшн"

«Давно вас ждём, товарищ Антонов»

1926 год, новгородский вор по кличке «Подкидыш», заполучив бумажник, находит там билет в один конец. В Ленинграде на вокзале его встречают милиционеры. «Давно вас ждём, товарищ  Антонов», – говорят люди в форме. Но ареста не будет. Подкидыша принимают за прибывшего новгородского сыщика, который должен повысить раскрываемость преступлений.

«Эта роль для меня интересна, такого я ещё не играл, - признаётся исполнитель роли Подкидыша Антон Шагин. – Мало того, что он изображает первоклассного следователя. Он умудряется сколотить банду, чтобы ограбить главный склад НКВД, где хранятся ценности, приготовленные для отправки в Германию. Это его мечта, идея-фикс, через весь сценарий он к этому идёт, готовит ограбление».

Детдомовец, воспитанный новгородским авторитетом по кличке Земляника, с детства состоял в шайке и знает всю бандитскую подноготную. Это позволяет ему раскрывать дела одно за другим. В сериале иронично предстаёт бюрократическая система милиции. Пока «коллеги» Подкидыша усердно блюдут букву закона, перепроверяя, кому принадлежат отпечатки пальцев, тот в обход всех процедур едет и берёт преступников «на понт». Добивается торжества закона, нарушая этот самый закон. В короткий срок его отдел становится лучшим в городе. В картине не обойдётся без романтической истории. Между Подкидышем и его напарницей, которую играет Аглая Тарасова, возникает симпатия. Сможет ли идейная комсомолка распознать истинное лицо успешного следователя, пока держат в тайне.

   
   
Подкидыш раскрывает преступления одно за другим. Фото: "Амедиа Продакшн"

«Подкидыш – многогранный персонаж, – отмечает исполнитель главной роли. – Он не лишён человечности. Пользуясь служебным положением, творит также и благо – буквально выхватывает из лап НКВД-шников священнослужителя, которого должны были этапировать. Очевидно, что того ждал расстрел. Подкидыш не только спасает священника, но и возвращает ему краденую икону. Он помогает ещё нескольким людям просто потому, что чувствует: была несправедливость. Жулик пытается внести равновесие в этот мир своими добрыми побуждениями». 

«С кичи на центовку»

Антон Шагин признаётся, что учить воровской жаргон – дело непростое. Речь Подкидыша то и дело выдаёт его истинную сущность. «Эй, чепушилы, кто ещё думает, что я фараон?», – эта фраза вызывает подозрительные взгляды коллег-милиционеров, но жулику удаётся убедить окружающих, что таков его метод. Хочешь поймать преступника – надо мыслить как преступник, влезть в его шкуру. Ирония в том, что главный герой из неё и не вылезает.

В фильме преступники выдумывают хитроумные планы, но не могут обхитрить Подкидыша. Фото: "Амедиа Продакшн"

«Текст своеобразный, – говорит Антон Шагин. – Конечно, это не монологи Достоевского, но мало кто с первого раза разберёт выражение «с кичи на центовку, с пипы на плинту, дом родной забыл». Это значит: из одной тюрьмы в другую, дома и не бываю, потому что вся жизнь – по тюрьмам».

Чтобы воссоздать атмосферу 20-х годов, команда сериала проделала колоссальную работу. Создателей фильма консультировали сотрудники Музея истории милиции – там хранятся материалы уголовных дел прошлых лет, истории судеб оперативных работников и следователей. Весь антураж максимально приближен к исторической правде.

«Мне пришлось и стрелять, и плавать в озере в Таврическом парке, и даже водить «Форд» 1926 года! – рассказывает Шагин. – Он без гидроусилителя. Это очень сложно, автомобиль неуправляемый. Но грех жаловаться. Я как будто оказался в машине времени. Когда вокруг артисты массовых сцен и мы сами в старинных костюмах, кругом вывески, брусчатка, машины той эпохи, ты словно оказываешься на 90 лет в прошлом. Захватывающее ощущение».

Чтобы воссоздать атмосферу 20-х годов, команда сериала проделала колоссальную работу. Фото: "Амедиа Продакшн"

По словам создателей сериала, «Подкидыш» – больше, чем фильм: именно картина. Каждый кадр и сцена сняты как полный метр. «На мой взгляд, уже стерлась грань между сериалами и кино. Люди с полной самоотдачей работают от начала и до конца. Мы делаем всё, чтобы заинтересовать зрителя, побороться за его внимание и любовь», – заключает Антон Шагин.