На территорию «Острова фортов» транспортировали первую советскую атомную подлодку «Ленинский комсомол». Чтобы доставить субмарину в Кронштадт, ее пришлось разделить на две части. Spb.aif.ru собрал все, что известно о легендарной подлодке.
Первый блин комом?
К-3 «Ленинский комсомол» является первой советской (и третьей в мире) атомной подводной лодкой. В 1962 году субмарина стала первой, достигшей Северного полюса.
Проектировали «Ленинский комсомол», как носитель полутораметровой торпеды (единственной на тот момент), нацеленной на вражеские военно-морские базы. Создание такой субмарины было обусловлено Холодной войной с США и сопутствующей гонкой вооружений.
«Объект 627» в условиях секретности начали разрабатывать по спецпостановлению правительства 9 сентября 1952 года. Однако проект чуть было не сорвался - лодка с торпедой Т-15 (имевшей диаметр в полтора метра, длину более 23 метров и вес около 40 тонн) была бесполезна. Одна из главных проблем заключалась в том, что стартовать к цели она могла лишь на расстоянии за 50 километров от нее. К тому же, после запуска торпеды корабль приобретал колоссальную положительную плавучесть и большой дифферент на корму - субмарина выскакивала бы на поверхность.
Инженерам пришлось полностью перерабатывать проект. К разработке подключились эксперты советского ВМФ.
В результате кропотливой работы лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 20 снарядов, в том числе и атомных. Ее главным преимуществом стала скорость под водой. Первая атомная субмарина «Наутилус» (США) могла похвастаться лишь 23 узлами, «Сивулф» (США) и вовсе не способна была разогнаться до значений выше 20 узлов. А советская субмарина уверенно передвигалась со скоростью в 28 узлов.
Из-за сложностей, с которым столкнулись проектировщики, К-3 создали с опозданием. Ее заложили 24 сентября 1955 года, а через два года спустили на воду.
Путешествие подо льдами
Как отмечают военные эксперты и историки, «жизненный путь» субмарины превратился в один длительный эксперимент. Справедливости ради, так часто бывает с кораблями (и не только), которые открывают новую эру.
«Ленинский комсомол» был не только первопроходцем советского атомного флота, который использовали для различных технических нововведений. Экипаж К-3 на личном опыте проверял возможности ядерных субмарин - с 1959 года лодка регулярно находилась в плавании подо льдами, дойдя в итоге до Северного полюса.
Служба «Ленинского комсомола» связана с трагедией. 8 сентября 1967 года она возвращалась с боевого задания в Норвежском море. В первых двух отсеках произошел пожар, погибли 39 моряков. Чтобы избежать взрыва торпед, капитан приказал уравнять давление в отсеках, в результате чего по ним распространился отравленный продуктами горения воздух. Уже во время расследования стало известно, что трагедию спровоцировала банальная халатность - кто-то из рабочих во время планового ремонта заменил медную прокладку в гидравлической системе высокого давления на паронитовую.
Несмотря на инцидент, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года. В течение почти 30 лет субмарина шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула земной шар.
Спасли от утилизации
Еще почти три десятилетия «Ленинский комсомол» стоял без дела в судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске (Мурманская область), ему грозила утилизация. Волею судьбы К-3 не отправили на металлолом. В 2020-м «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» запустили проект по сохранению лодки. В результате сложных логистических операций субмарину отбуксировали до Кронштадта.
К этому моменту корпус АПЛ оставлял желать лучшего. Его пришлось заново окрашивать, части, которые «съела» коррозия, необходимо было заменить.
«Первая часть проекта транспортировки стартовала с буксировки К-3 от Зимней пристани Кронштадта к акватории Выборгского судостроительного завода. Там легенду отечественного флота установили на закрепленной с помощью «мертвых якорей» погружной барже «Атлант» — единственной в России, подходящей для перевозки корабля такого размера и способной поднять его до уровня причала в порту выгрузки, откуда возможно перевезти подводную лодку по суше с помощью самоходных осей», - поделились в пресс-службе «Острова фортов».
В терминале «Моби Дик» прямо на борту «Атланта» корпус подлодки разделили на две части. Это было необходимо, чтобы доставить по суше субмарину на территорию музейно-исторического парка в Кронштадте.
«На старте сухопутной части операции по перемещению лодки К-3 частями была выгружена из баржи «Атлант» и установлена на самоходные оси. Сухопутная перевозка АПЛ К-3 по улицам Кронштадта к зданию Музея военно-морской славы — мероприятие, достойное книги рекордов Гиннесса. Никогда ранее такое большое судно по суше не перевозилось (общая длина более 107,4 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн)» - отметили представители «Острова фортов».
Транспортировать «Ленинский комсомол» удалось, но ушло на это две ночи и десятки часов подготовки. Воссоединились две части К-3 в здании будущего Музея военно-морской славы, специально спроектированном для наземного размещения более чем стометровой подводной лодки.
Сегодня на территории «Острова фортов» активно идут работы по строительству нового уникального музея. Специалисты одновременно возводят здание, благоустраивают прилегающую территорию и занимаются реставрацией легендарной субмарины. По прогнозам, для посетителей музей откроют летом 2023 года. Гости и жители Северной столицы смогут не только снаружи посмотреть на стометровую подлодку, но и побывать внутри.