Известно, что фарфор изобрели в Китае в VII-VIII веках, впрочем, по некоторым сведениям, гораздо раньше. В Европу купцы завезли невиданные изделия в XII веке, с тех пор здесь бились над секретом их изготовления. Китайцы же хранили рецепт под страхом смертной казни. В Германии в начале XVIII века нашли свою технологию. В России интерес к фарфору проявлял ещё Пётр Первый, он даже пытался подкупить китайцев, занялся промышленным шпионажем в Германии, но всё было тщетно. Мечту отца воплотила императрица Елизавета.
Создатель… на цепи
Создателем русского фарфора стал Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758 гг.). Сын суздальского церковнослужителя, он учился в Москве при знаменитой Славяно-греко-латинской академии. Там же изучал науки и Михаил Ломоносов, с которым и подружился тринадцатилетний Дмитрий, хоть Ломоносов был старше на девять лет. Оба продолжили образование в Петербурге, а потом в Германии. Виноградов изучал химию, металлургию, горное дело. Он вернулся в Россию в 1744 году, и вскоре перед ним поставили цель - раскрыть секрет производства фарфора, или, как его тогда называли, порцелины.
По указу Елизаветы в 1744 году была основана Порцелиновая мануфактура. Но как делать фарфор - оставалось неизвестным, и императрица пригласила немецкого специалиста Гунгера, к которому и приставили Виноградова. Гунгер оказался шарлатаном! Виноградов сам попытался получить фарфор и в 1747 году изготовил несколько удачных образцов. После изгнания Гунгера руководство мануфактурой поручили Дмитрию Ивановичу. Он оказался не только талантливым учёным-исследователем, но и прекрасным организатором производ-ства. Виноградов разрабатывал рецептуры фарфоровых масс, глазурей и красок, искал сырьё, налаживал его добычу, проектировал обжиговые печи. Одновременно готовил сотрудников и никаких секретов от них не скрывал: результаты более чем тысячи опытов заносились в журнал. Так, без иностранных специалистов была создана русская технология.
Поначалу изделия были мелкими - пуговицы, набалдашники для тростей, пудреницы, табакерки. Императрица использовала их как подарки. Первый сервиз стало возможным изготовить после постройки большого горна для обжига. Сервиз «Собственный» произвели для Елизаветы в 1756 году. Самоотверженный труд стоил Дмитрию Ивановичу жизни. Непосильное напряжение он пытался ослабить алкоголем. Больной, доведённый до галлюцинаций, мастер был прикован цепью к печи «на время обжигу… чтобы и спал там». Просидев три дня на цепи, 25 августа 1758 года Виноградов умер. Ему было 38 лет.
«Благодарность» Отечества проявилась ещё раз, уже в 1925 году, когда заводу присвоили имя… Ломоносова. Этот выдающийся учёный не имел отношения к созданию фарфора. Что руководило совет-скими чиновниками - остаётся предполагать. Сейчас имя Виноградова известно в основном специалистам, но в XVIII веке фарфор в России именовали «виноградовским». Об авторе русского фарфора напоминает мемориальная доска на заводской стене.
Кобальтовая сетка
Мануфактура, как и созданный на её базе в 1765 году «Императорский фарфоровый завод» никогда не менял дислокации: Шлиссельбургский тракт, близ берега Невы, в десяти верстах от Петербурга. При заводе были Преображенская церковь, лазарет, аптека, богадельня, школа мастеров-художников, училище для детей работников.
Предприятию везло на подвижников, так, в 1779 году на должность модельмейстера пригласили француза Жана-Доменика Рашета, которого в России называли Яковом Ивановичем. Он проработал четверть века и прославился серией фигурок «Народы Российского государства». По моделям Рашета в честь двадцатилетия коронации Екатерины Второй создан знаменитый «Арабесковый сервиз» из 973 предметов. В произведение была заложена идеология - представить апофеоз деяний импе-ратрицы.
«Агитация посудой» расцвела после революции. На тарелках и чашках появились серп и молот, красная звезда, шестерёнка, портреты Ленина. Впрочем, с заводом сотрудничали такие художники как Малевич, Татлин, Кандинский, Петров-Водкин…
Так случилось, что блокада помогла создать самый известный символ ЛФЗ - «кобальтовую сетку». В 1944 году художница Анна Яцкевич расписала ею сервиз скульптора Серафимы Яковлевой. Яцкевич создала узор в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрёстном свете прожекторов в небе. Через 14 лет сервиз оказался в числе предметов, представленных ЛФЗ на Всемирной выставке в Брюсселе, и получил золотую медаль! Художница не дожила до триумфа своего узора: как и многие блокадники, она умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом русского фарфора.
В советское время на заводе продолжали делать открытия: в 1960-х годах создали рецепт костяного фарфора. Его с XVIII века делали только англичане и держали рецепт в тайне. Наш фарфор оказался даже тоньше и белее английского!
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.
Смотрите также:
- Богатырь, миротворец и художник. Интересные факты из жизни Александра III →
- Гармония, эпоха, влюбленность. Как Николай Карамзин изменил русский язык →
- Благочестивая «царица муз». Как Волконская «подружилась» с Александром I →