Тайна «Девятого вала». 5 главных шедевров Русского музея

В Русском музее хранится около полумиллиона экспонатов. © / Евгений Со / Commons.wikimedia.org

На данный момент в Русском музее хранится около 500 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного творчества, а также архивные материалы. Среди этого богатства есть и настоящие шедевры живописи. SPB.AIF.RU вспоминает о нескольких полотнах, которыми восторгается весь мир.

   
   

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1830-1833 гг.

В общей сложности над картиной Брюллов работал 5 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Впервые Брюллов увидел Везувий в 1827 году. Как раз незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом вулкана городов, и Брюллов не смог пройти мимо такого события. К тому времени Помпеи расчистили лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу сделал несколько набросков. Однако тогда ещё никто не знал, что эта случайная поездка приведёт Брюллова к вершине творчества.

Четыре года длилась подготовка к написанию картины. Затем ещё почти год шла тяжёлая, непрерывная работа кистями и красками. Когда всё завершилось, Брюллов был на грани нервного срыва, из мастерской его вынесли на руках, но усилия  оправдались.  

Картина в 30 квадратных метров произвела эффект разорвавшейся бомбы. Люди дни и ночи шли толпами, чтобы увидеть необычный сюжет. Вальтер Скотт просидел возле неё несколько часов, поражённый до глубины души. Брюллова сравнивали с Тицианом, справедливо утверждая, что полотно составляет славу России и Италии. Художник удостоился личной аудиенции у Николая I. За ним прочно закрепилось прозвище «Карл Великий», хотя Брюллову тогда было всего 34 года. «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!», – выразил всеобщее ликование Баратынский. В 1834 году картину  доставили в Петербург. Известный меценат А. Давыдов подарил её Николаю I, который выставил полотно в Академии художеств. В 1895-м, после открытия Русского музея, шедевр разместили в его залах для доступа широкой публики. Тысячи людей любуются им и сегодня.

«Бурлаки на Волге», Илья Репин. 1870-1873 гг.

Все бурлаки на картине Репина - реальные люди. Фото: Commons.wikimedia.org

Замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у Репина во время этюдов на Неве. Впервые увиденные там бурлаки произвели на молодого художника сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостными дачниками и живописной природой. Это совпало и с внутренним протестом живописца, которому из-за несогласия с руководством грозило отчисление из Академии художеств. Однако конфликт был улажен, и в 1870-м Репин с группой единомышленников отправился в путешествие по Волге. Итогом стала картина, окончательно  завершенная в 1873 году.

Полотно в числе лучших отправили на Всемирную выставку в Вену, где мнения зрителей разделились. Одни осуждали такую злободневность, другие наоборот, приветствовали «торжество правды в искусстве». Кстати, все бурлаки – реальные люди, каждого Репин знал, беседовал часами. «Мастерство такое, что и мастерства не видно», – сказал о картине Лев Толстой. Сегодня это великое произведение является национальным достоянием России.

«Витязь на распутье», Виктор Васнецов. 1882 г.

Набросок картины "Витязь на распутье" изображен и на надгробии Васнецова. Фото: Commons.wikimedia.org

Сюжет узнаваемого по школьным учебникам «Витязя» появился у Васнецова под влиянием былины «Илья Муромец и разбойники». Первые эскизы художник сделал ещё в 1870-м, а завершил работу только 12 лет спустя. Картина предназначалась как подарок для предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В витязе, согнувшемся под тяжестью фатального пророчества, многие видели будущее России. Полотно стало отражением судьбы и самого Васнецова. Он брался за остросоциальные задачи, но сказочная тема уже завладела его творчеством, продолжаясь в знаменитых «Богатырях» и других былинных сюжетах. Не случайно набросок именно «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.

   
   

«Портрет Ф.И. Шаляпина», Борис Кустодиев. 1922 г.

Свою знаменитую Шубу Шаляпин получил за концерт - вместо гонорара. Фото: Commons.wikimedia.org

Любопытна история создания этого полотна, написанного в 1921 году в Петрограде. Тогда Шаляпин, фактически руководивший Мариинским театром, ставил там оперу «Вражья сила». Декорации решили заказать Кустодиеву, которого Фёдор Иванович очень любил.

Так как художник был очень болен и не мог ходить, прославленный артист пришёл к нему сам, чтобы договориться о работе. Была зима, и Шаляпин надел роскошную шубу, которую накануне получил за концерт перед красноармейцами вместо гонорара. Увидев певца, Кустодиев воскликнул: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата!». Так родился знаменитый портрет – один из немногих, который Шаляпин, уезжая из Петербурга, взял с собой в эмиграцию.

Кстати, в левом углу картины Кустодиев изобразил вместе с дочерьми Шаляпина Марией и Марфой и его близкого друга и секретаря Исая Дворищина. Именно этому человеку современники обязаны сохранностью последней квартиры и подлинных вещей национального гения во время страшной блокады Ленинграда. Летом 1922-го великий бас уехал из России и больше не вернулся. А новые поколения и сегодня могут любоваться замечательной картиной.

«Девятый вал», Иван Айвазовский. 1850 г.

Картина "Девятый вал стала вершиной творчества мариниста Айвазовского. Фото: Commons.wikimedia.org

Эту картину знают люди, даже очень далёкие от искусства. Хотя, казалось бы, чему восторгаться? Шестеро чудом выживших после кораблекрушения моряков отчаянно цепляются за мачту. Рядом поднимается большая волна – девятый вал. За ней ещё одна… Людям предстоит жестокая борьба за жизнь. Но сквозь рваные тучи уже пробивается солнце, что даёт надежду на спасение. Стихия Айвазовского завораживает, это красота и драма, слитые воедино. Удивительно, но свои полные экспрессии полотна художник-маринист писал по памяти, в мастерской. По его словам, «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».

Сначала картина была приобретена для русской галереи Эрмитажа, однако в 1898 году одной из первых поступила в Русский музей. Там она находится и по сей день.