SPB.AIF.RU первым осмотрел отреставрированные убранства архитектурного шедевра.
Историческое событие
Спустя 74 года после завершения Великой отечественной войны Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие: , ведь его Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал. На торжественной церемонии открытия выступили заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова, посол Франции в России Сильви Берманн, представители компании ENGIE.
«Без преувеличения можно сказать, что реставрация Лионского зала – это событие в мировой культуре, -заявила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. -Знаковый музей обрел один из своих легендарных интерьеров. Воссоздание сделано настолько деликатно и профессионально, что ощущаешь себя в подлинном Лионском зале. Хочется сказать спасибо Газпрому и компании «Энжи» за то, что это стало возможным. Восстановление этого интерьера – огромная радость для всех будущих посетителей музея.
Дворцовая церковь после масштабной реставрации открылась для посетителей в апреле этого года. Президент России Владимир Путин, посетивший церковь вместе с постоянными членами Совета безопасности, высоко оценил качество реставрации.
Спустя год, 5 июня 2019-го, и Лионский зал предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения архитектурный шедевр не уступает знаменитой Янтарной комнате.
Лазурит из Афганистана
У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село.
Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.
Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
«Наш Монблан»
В таком виде Лионский зал просуществовал до 1941 года. Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время Александра II.
Восстановление всего декора архитектурного шедевра – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. При поддержке меценатов восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.
В 2018 году начался новый большой этап работ. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, ткани на мебель и портьеры современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон». Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.
Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату, возрождали Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца.
«Лионский зал – это наш Монблан, и сегодня он покорен, -заявила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. -Много лет мы могли лишь робко мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие. Наверное, для музейщиков нет большего счастья, чем то, когда видишь возрожденные интерьеры или считавшиеся утраченными вещи. Музей гордится этой работой. Она показывает всем нам, что у культуры нет границ, и добрые намерения консолидируют усилия и объединяют людей.
Цифры и факты
- В царствование Екатерины II представительская жизнь Двора переместилась в Лионский зал, который превратился в своего рода торжественную приемную. Здесь собирались в ожидании приема докладчики; вечерами играли в карты, участвовали в музыкальных концертах. Здесь собирались находившиеся в свите «знатные обоего пола персоны», чтобы следовать на прогулку, обед или концерт.
- Императрица Мария Александровна любила нарядную гостиную и собирала здесь своих детей и близких. Во время приезда датской принцессы Дагмар в 1866 году после торжественного обеда в соседнем Арабесковом зале семья узким кругом «пила кофе» в Лионском.
- В начале XX века в Лионском зале одевали к венцу великих княжон, когда венчание происходило в Царском Селе.
- Предметы из лазурита в Лионском зале образуют самый большой среди собраний отечественных музеев комплекс произведений русского декоративного искусства XIX века из лазурита и золоченой бронзы.