Все звёзды к нам. В Петербурге открывается Международный фестиваль балета

«Ярославна» – новое авангардное переосмысление хрестоматийного сюжета. © / Гюнай Мусаева / фестиваль Dance Open

Праздник стартует 9 апреля и продлится десять дней. Приедут ведущие танцевальные коллективы из Китая, Аргентины, Африки. Также выступят российские мастера сцены, работающие в Перми и Екатеринбурге.

   
   

Как удаётся столько лет высоко держать планку? Почему зарубежные артисты, однажды приехав на фестиваль, стремятся в Россию снова и снова? И какие постановки включены в нынешнюю программу? На эти и другие вопросы «АиФ» ответила основатель и руководитель проекта Екатерина Галанова.

Найти самое-самое

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Екатерина, вы уже 23 года, без перерыва, привозите в Петербург яркие и самобытные хореографические труппы со всего мира. Как это удаётся?

Екатерина Галанова: Первое и основное – тщательный мониторинг. Мы отсматриваем огромное количество видео, других материалов и стараемся найти самое-самое. Конечно, в связи с происходящими событиями география возможностей сузилась, но всё равно есть интереснейшие коллективы. Надо иметь в виду, что в России, и особенно в Петербурге, балет любят и знают. У нас по-хорошему требовательный, даже избалованный зритель. Поэтому чтобы его порадовать и показать что-то по-настоящему выдающееся, приходится тратить немало сил.

– Вы говорили, что в прошлом сезоне боролись за приезд труппы из Бразилии. В этом году своё мастерство петербургской публике покажет театр из Африки. Чем он привлёк ваше внимание?

– Прежде всего современным танцем, пластикой, где этничность континента сочетается с европейскими традициями. Получается необычный коктейль западной и африканской культуры. И 13 апреля на сцене Александринского театра тридцать восемь человек балета и хор в полном составе создадут настоящий танцевальный «реквием по Болеро Равеля». В сюжете закодировано знаковое, философское послание. Языком хореографии выразительно говорится о том, что каждый должен на мгновение остановиться и задуматься о боли, которую он вольно или невольно причиняет своими поступками другим людям. Могу с уверенностью сказать: заряд силы, энергетика, которая рождается во время этого действия, выходят далеко за пределы сцены.

«Ярославна» XXI века

– Фестиваль открывается премьерой исторического спектакля «Ярославна», созданного по мотивам древнерусского эпоса. Но насколько такой жанр близок сегодняшнему зрителю?

   
   

– Этот балет композитор Борис Тищенко написал в 1974 году. Там он дал неожиданную для своего времени интерпретацию «Слова о полку Игореве». Достаточно сказать, что эпос там сочетался с драмой, а ключевые фрагменты текста звучали в исполнении хора. Впоследствии в Ленинградском малом оперном театре «Ярославну» поставил легендарный хореограф Олег Виноградов. Сегодня перед нами новое авангардное переосмысление хрестоматийного сюжета. Автором версии XXI века выступил Алексей Мирошниченко – главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Что это сказка, метафора, где смешались язычество и христианство, реальные и вымышленные персонажи, – решать самому зрителю. Но абсолютно точно перед нами красочная, захватывающая и динамичная история, рассказанная удивительным языком танца.

– Очевидно, у петербургской публики «Ярославна» вызовет особые чувства, ведь в блокаду именно в Пермь было эвакуировано Ленинградское хореографическое училище. Помнят ли современные артисты о славном и героическом прошлом?

– Все традиции бережно сохраняются, и сейчас, в год 80-летия полного освобождения Ленинграда от осады, запланировано несколько совместных мероприятий. Театр оперы и балета им. Кирова (сегодня Мариинский) и хореографическое училище приехали в Молотов в августе 1941-го.

Уже осенью ленинградцы открыли театральный сезон, а на следующий год состоялся первый набор балетной школы.

Кстати, в войну здесь работала и вырвавшаяся из блокадного Ленинграда Ваганова, и впоследствии знаменитые артисты, педагоги Сергеев и Дудинская. Более того. Несмотря на разруху, неподходящие условия, Сергеев именно в это тяжёлое время поставил свой первый балет – волшебную «Золушку» на музыку Прокофьева.

Когда в 1944-м, после снятия блокады, театр и училище вернулись в город на Неве, в Перми остались ленинградские педагоги, которые продолжили готовить кадры для уральского региона, прежде всего местного театра оперы и балета. Так, Пермь в годы войны спасла искусство Ленинграда, а ленинградцы оставили неоценимое наследие – замечательную балетную школу.

Все на «Урал Балет»

– В программе вашего фестиваля тоже заявлен «Урал Балет», причём на одной сцене встретятся творения сразу трёх хореографов. Что это за эксперимент?

– Зрители увидят вечер одноактных балетов, которые поставили три молодых талантливых мастера, работающих сегодня в Екатеринбурге. И хотя они учились в Петербурге в одной академии им. Вагановой – у всех разные манеры, стили, музыкальные идеи. Спектакль «Павильон Армиды» Максима Петрова перекликается с известной новеллой Готье, когда в музее оживает гобелен, на котором изображена волшебница Армида. Затем следуют «Венгерские танцы» Антона Пимонова. Завершается спектакль балетом Вячеслава Самодурова Sextus Propertius, отсылающего к творчеству древнеримских поэтов. Чтобы раскрыть замысел, применяются немало оригинальных решений, например, введена партия чтецов, а артисты хора в качестве инструментов используют печатные машинки.

Балет Sextus Propertius отсылает к творчеству древнеримских поэтов. Фото: фестиваль Dance Open

Я не раз видела спектакли труппы и могу сказать, что это одна из лучших творческих команд. Если Петербург, Москва, Пермь уже признанные центры балетного искусства в России и мире, то «Урал Балет» – новое явление культуры. Мы должны гордиться, что у нас есть такой профессиональный и самобытный коллектив.

– Все эти годы спектакли Dance Open проходят на сцене Александринского театра. Как складывается сотрудничество?

– Прекрасно. Мы очень благодарны за многолетнюю поддержку и счастливы, что наш фестиваль включён в календарь Национального драматического театра России. Александринский – один из старейших театров страны и в его стенах особая аура. Кроме того, здесь удобная, что называется, «балетная» сцена, поэтому артистам, постановщикам, техническому персоналу работать очень комфортно.

Это важно, потому что для нас вопрос чести – выполнить все требования труппы, которую мы приглашаем. Чтобы к её приезду декорации были смонтированы, и всё стояло на своих местах, как указано в паспорте спектакля. Кстати, мы постоянно получаем благодарности за работу наших технических групп, в том числе от зарубежных артистов. И однажды приехав, они хотят вернуться вновь и вновь, настолько на фестивале и в целом в Петербурге, России доброжелательная, творческая атмосфера.

– Говорят, что несмотря на сложности и нервотрёпку, часто не успеет один фестиваль закончиться, как начинается подготовка к очередному. Правда или фантазии?

– Так и есть. У меня на столе уже лежит план 2025 года. Мы проводили фестиваль даже в пандемию, хотя в Европе всё закрылось. Все эти годы у нас работает большая команда. Это люди, которые любят искусство и верят в его созидательную силу. А она в том и заключается, чтобы идти вперёд, несмотря на преграды и обстоятельства.