В Санкт-Петербурге открылась выставка акварелей и артефактов из собрания великой княгини Ольги Александровны. Это явилось продолжением торжеств, посвященных 200-летию императрицы Марии Александровны, 160-летию Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и юбилейных дат, связанных с представителями Императорского дома Романовых. Организаторы экспозиции — «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Русский музей при поддержке Министерства культуры России.
Испытания судьбы
Ольга Александровна — младшая дочь царя Александра III, сестра последнего русского императора Николая II и внучка Марии Александровны. В императорской семье все дети прекрасно рисовали, но Ольга выделялась особо и рано заявила о себе как художник.
«Для Ольги Александровны это была неотъемлемая черта, — подчеркнула председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиции милосердия и благотворительности „Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество“ Анна Громова. — Даже на уроках географии и арифметики ей разрешалось сидеть с карандашом в руке — так она лучше слушала и решала задачи. Для обучения юной княгини пригласили известного художника Карла Лемоха. Также она занималась у признанных мастеров — Владимира Маковского, Константина Крыжицкого, Сергея Виноградова и Станислава Жуковского. Свои работы дарила родственникам, друзьям и отдавала на благотворительные цели».
Несмотря на высокое происхождение, судьба приготовила Ольге немало испытаний. В шесть лет она пережила крушение императорского поезда. Состав сошёл с рельсов, купе царской семьи было разорвано и крыша едва не придавила собой детей. Александр III титаническими усилиями держал руками нависавшую над его близкими груду покорёженного металла, за что впоследствии поплатился здоровьем. Через шесть лет после катастрофы императора не стало и Ольга тяжело переживала потерю отца.
После революции она с мужем оказалась в Крыму. Несмотря на постоянную опасность, в эти годы у неё родилось двое детей, а в феврале 1920-го она была вынуждена навсегда покинуть родину. Через Константинополь, Белград и Вену семья добралась до Дании, где жизнь пришлось строить с нуля. Новые гонения начались после войны. Советские власти выдвинули против княгини обвинение в помощи русским военнопленным в эмиграции. Ольга Александровна стала врагом народа. Дания не хотела портить отношения с Советским Союзом, но и выдавать княгиню не планировала. В итоге через дипломатические связи их отправили в Канаду, где 24 ноября 1960-го года великой княгини не стало.
Где находится Сергиевский дворец?
Невзирая на трудности, Ольга Александровна всегда занималась благотворительностью. Она была попечительницей многих добровольных обществ и художественных объединений Российской империи, шефом 12 гусарского Ахтырского полка. В годы Первой мировой трудилась сестрой милосердия, оборудовав на собственные средства госпиталь в Киеве. И постоянно рисовала. Одна из акварелей выставки — «Сестра милосердия на прогулке» — воспоминание о тяжелых буднях сурового времени. Сюжеты других работ — трогательные семейные сцены, нежные русские пейзажи, созданные до эмиграции, храмы России, картины военных и революционных лет.
В экспозиции представлены и личные вещи великой княгини: дорожный сундук, фотографии, записная книжка её брата — великого князя Михаила Александровича, с которым они были очень близки, записка будущего императора Александра III, изделия мастерской Фаберже и другие мемориальные предметы.
Коллекция акварелей Ольги Александровны принадлежала её старшему сыну Тихону Николаевичу, а после его кончины вдове — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой. В 2000-е годы эти работы привезли в Россию. «Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», в последние годы поддерживавший Ольгу Николаевну, считал своим долгом сохранить и передать в Государственный Русский музей художественное наследие великой княгини. В 2023 году при финансовой поддержке Фонда Святой Екатерины (г. Екатеринбург) в Государственный Русский музей было передано 180 акварелей и 44 мемориальных предмета, принадлежавших семье императора Александра III.
Символично, что сейчас, в год 130-летия памяти императора Александра III, которое отмечается 1 ноября, фонд ЕСПО совместно с Русским музеем начинает подготовку новой экспозиции, посвященной жизни царя-миротворца. Планируется, что она будет размещена в мемориальных залах Сергиевского дворца, который с 1884 до 1917 года принадлежал членам Императорской Семьи.
Сегодня этот прекрасный дворец на Невском проспекте, д. 41, больше известен как Белосельских-Белозерских, однако у него есть и другое название — Сергиевский. История такова. Когда князья Белосельские-Белозерские попали в сложное финансовое положение, дворец отошел в казну. Император Александра III подарил его на свадьбу своему брату — великому князю Сергею Александровичу и его молодой жене великой княгине Елизавете Фёдоровне. Отсюда и второе имя дворца — Сергиевский, что подтверждают вензеля на лестницах. В этом году исполнилось 140 лет венчания Великокняжеской четы.
Жизнь как подвиг
В таких зданиях остро ощущаешь дух истории, поэтому международная конференция Фонда ЕСПО XXVII Елисаветинско-Сергиевские чтения проходила в особой атмосфере. В дискуссиях, обсуждении приняли участие ведущие специалисты, краеведы, архивисты, представители музейного сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Республики Крым, а также гости со Святой Земли — Гефсимании. Эпиграфом чтений стал девиз Российского общества Красного Креста, который определила для него императрица Мария Александровна — «Сила не в силе, сила в любви». Прозвучали интереснейшие доклады о истоках становления личности Марии Александровны, её вкладе и дарах, преемственности в милосердном служении, сохранении великокняжеских резиденций.
О жизни, благотворительном и духовном подвиге Императрицы Марии Александровны рассказала и передвижная стендовая выставка фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и Института всеобщей истории РАН «Императрица Мария Александровна. Жизнь как подвиг христианского милосердия». Ну а завершающим аккордом стала презентация книги доктора архитектуры Инессы Слюньковой «Вознесенская церковь в Ливадии. Священная топография резиденции Царя. Воссоздание».
«Хотел бы поблагодарить Анну Витальевну, весь фонд за большую работу, — обратился ко всем собравшимся вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. — Также приятно видеть много молодых людей. Это не точечные мероприятия, а широкая, плановая деятельность, затрагивающая разные регионы России. Звучат слова о любви, милосердии, которые сегодня очень востребованы. 4 ноября мы отмечаем День народного единства — важный для нашего государства праздник. Фундаментом для страны является ее история, поэтому подход фонда очень правильный: мы все является наследниками великого достояния России, чтим память предков и строим наше общее будущее».