Коллекция Екатерины. Как императрица основала бесценную коллекцию Эрмитажа

По легенде, Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции. © / Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещённой монархини, Екатерина Великая активно формировала картинную галерею. через дипломатов и специальных агентов закупала в разных странах Европы крупные частные собрания и отдельные шедевры. Вспомним основных из них.

   
   

Коллекция Гоцковского

Существует легенда, что однажды Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции. 

С того момента императрица начала ревностно заниматься осуществлением мечты. Первая крупная закупка произведений искусства произошла в 1764 году. Тогда Екатерина приобрела более 200 картин у немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского, и с тех пор эта дата считается годом рождения музея. В ту первую коллекцию вошли шедевры ведущих мастеров фламандской школы, произведения Рембрандта и «малых» голландцев, картины итальянских художников XVI-XVII веков, Хальса, Стена, Йорданса. Немецкий купец собирал её в течение 10 лет для прусского короля Фридриха II, но в силу финансовых трудностей отказался приобретать её всю и забрал лишь несколько шедевров. Этим и воспользовалась Екатерина, показав себя просвещённой монархиней и подчеркнув прочность финансового положения России. Переговоры о покупке вёл князь Владимир Долгорукий. Он отобрал около 300 живописных произведений. Однако принято считать, что в Россию прибыли 225 картин. Именно эта коллекция стала основой дворцового собрания, позднее вошедшего в состав императорского Эрмитажа.

Шедевры для мышей

Тогда же Екатерина задумалась о том, где размещать постоянно пополняющееся собрание мировых шедевров. 

По указу императрицы рядом с Зимним дворцом на набережной Невы началось возведение павильона, куда их в итоге и поместили. Небольшой корпус, пристроенный к парадной императорской резиденции архитектором Жаном-Батистом Валлен-Деламотом, был задуман как место уединения.

Эрмитаж. Гравюра Г. А. Качалова с рисунка М. И. Махаева. 1750-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Там Екатерина могла бы проводить время в кругу приближённых и избранных гостей, отдыхая от государственных забот. Именно это здание она и назвала Эрмитажем - от французского слова ermitage - уединённый уголок, пустынька, жилище отшельника. Долгое время мало кому удавалось полюбоваться привезёнными шедеврами. Сама Екатерина писала, что её сокровищами наслаждаются только она сама да мыши. 

И правда - доступ в дворцовую картинную галерею был открыт узкому кругу любителей художеств, а также иностранцам, отмечающим, что коллекция живописи, собранная русской монархиней, - одна из богатейших и лучших в Европе.

   
   

Рембранд и Рубенс

Летом 1769 года в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля. Она содержала множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ.  

Произведения искусства были куплены у наследников графа - саксонского министра, подражавшего в собирательстве своему королю Августу III. Среди шедевров собрания - полотна Рембрандта («Портрет учёного» и «Портрет старика в красном»), Рубенса («Персей и Андромеда»), Пуссена («Снятие с креста») и Ватто («Затруднительное предложение»), а также пейзажи кисти Рейсдаля. Среди итальянских картин выделялось полотно Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745 года для графа Альгаротти, а затем подаренное им Брюлю. Собрание этих картин оказалось в Эрмитаже стараниями русского посланника в Дрездене князя Андрея Михайловича Белосельского.

Конечно, во время создания коллекции не всё шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779-м в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретённых агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались копиями, причём не лучшего качества. А в 1771-м в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция шедевров, приобретённых Д. А. Голицыным для императрицы в Гааге.

Князь Андрей Михайлович Белосельский и философ Дени Дидро. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Стараниями Дени Дидро

В 1772 году в Кронштадт на судне «Ласточка» в 17 деревянных ящиках прибыл драгоценный груз, отправленный из Франции знаменитым философом Дени Дидро. Сам страстный любитель искусства, он купил для русской императрицы картины из знаменитого собрания Жозефа-Антуана Кроза и барона де Тьера. 

Финансист Пьер Кроза создал коллекцию из 400 картин, 19 000 рисунков, 1 500 резных камней, и отныне гости Екатерины II имели возможность на её вечерах-«Эрмитажах» - любоваться шедеврами мировой живописи. Среди них были «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Рождество Иоанна Крестителя» Тинторетто, а также «Вакх» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» Рубенса, «Автопортрет» и «Портрет Вирджинио Чезарини» Ван Дейка, «Мальчик с собакой» Мурильо.

Помимо произведений итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, собрание Кроза содержало работы почти всех крупных мастеров французской живописи XVII-XVIII вв.: от Валантена и Вуэ до Ватто и Шардена. Если Пуссен был представлен прелестными, не очень значительными вещами, подобными полотну «Амуры и гении», то среди произведений других мастеров выделяются превосходные картины - «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше и «Прачка» Шардена, «Актёры Французского театра», «Военный роздых», «Тягости войны» Ватто.

Собрание Уолпола

Известие о намерении Джорджа Уолпола продать императрице Екатерине II собрание его знаменитого деда - выдающего государственного деятеля Роберта Уолпола - стало в Англии сенсацией и было расценено как национальное бедствие. 

Иоганн Эрнст Гоцковский, Генрих фон Брюль и Джордж Уолпол, 3-й граф Орфорд Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Английское дворянство планируемой сделкой было крайне недовольно, так как считало собрание «национальным достоянием Британии». Но Екатерина проявила решимость, молниеносно приняла решение, и в 1779 году сделка состоялась. Почти две трети поступивших в Эрмитаж картин - работы Рубенса и Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Считается, что за годы своего правления Екатерина Великая приобрела для бесценной коллекции Эрмитажа 3 996 картин. 

Чёрное время Эрмитажа

В 1929-1934 годах советская власть распродала часть эрмитажной коллекции. Было отобрано 2880 картин, 350 из которых - произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения. Многие из них приобретала Екатерина II. 48 знаменитых полотен - включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль, - навсегда покинули Россию. 
- В 1929 году случился мировой экономический кризис, «Великая депрессия», - разъясняет доктор исторических наук Юрий Жуков. - Спрос на многие предметы советского экспорта резко упал. Но долги надо было отдавать. И власти активизировали торговлю музейными ценностями. 

Например, «Аллегория Вечности» Рубенса, пройдя через многочисленных посредников, в конце концов оказалась в галерее Музея искусств Сан Диего, «Банкет Клеопатры» Тьеполо был продан в Национальную Галерею Виктории в Мельбурне, картина «Пётр отрекается от Христа» Рембрандта отправилась в Городской музей Амстердама, «Портрет Титуса» Рембрандта хранится в Лувре, «Портрет Филиппа, лорда Уортона» Ван Дейка куплен за 250 тысяч фунтов стерлингов и сейчас хранится в вашингтонской Национальной галерее искусства, «Портрет Елены Фоурмен» Рубернса приобретён за 55 тысяч фунтов стерлингов и находится в лиссабонском музее Гюльбенкяна, «Портрет Титуса в костюме монаха» и «Отречение Петра» Рембрандта ушли в городской музей Амстердама.

Ушедшие в начале 1930-х годов на Запад картины теперь находятся в самых разных музеях, от Мельбурна до Вашингтона. В общей сложности за несколько лет из западноевропейского сектора Эрмитажа было продано экспонатов на 20 миллионов золотых рублей.