«Лошадиная циркомания». 196 лет первому крупнейшему цирку в Петербурге

Татьяна Швецова / АиФ

23 декабря 1827 года можно считать датой зарождения циркового искусства в Северной столице. 196 лет назад на месте нынешнего «Цирка на Фонтанке» открылся крупнейший в России и самый первый в городе цирк-театр Турнера. Он стал предтечей построенного позже знаменитого цирка Чинизелли и современного здания Большого государственного цирка. О том, какими были самые первые представления — в материале spb.aif.ru.

   
   

Олимпический цирк-театр

В Петербурге в конце XVIII и начале XIX века гастролировали передвижные труппы цирковых артистов. Чаще всего выступали в манеже графа Завадовского на Мойке или специально строили временные балаганы. Сами представления сочетали в себе верховую езду, акробатику и пантомимы. Первое постоянное здание появилоась на Крестовском острове в 1822 году.

Но горожанам хотелось больших и впечатляющих представлений. И в 1827 году предприниматель Жак Турниер внёс в городскую казну 30 тысяч рублей, после чего ему дали разрешение на постройку здания для его конной группы. Городская управа добавила недостающие средства, и в общей сумме стройка обошлась в 100 699 рублей.

В первых представлениях участвовали кони. Фото: Commons.wikimedia.org

Здание построили в Инженерном сквере около Симеоновского моста (сегодня — мост Белинского) по проекту архитектора Смарагда Шустова. 23 декабря 1827 года состоялось его открытие. Через год его приспособили и для театральных представлений. Оно получило название «Олимпический цирк-театр».

Однако за пятнадцать лет деревянное здание сильно обветшало. В 1942 году его пришлось разобрать. Правда цирки начали открываться в разных районах столицы. У публики они имели огромный успех. Росла и конкуренция.

«Предмет слишком интересующий в настоя­щее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смотреть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикой, назы­вая её увлечение „лошадиного циркоманею“ или каким-нибудь ещё более неуклюжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки», — писал в то время Иван Тургенев.

С потолка текла вода

Новая цирковая эпоха в Петербурге началась в 1867 году, когда немецкий наездник и владелец цирка Карл Гинне приехал в Россию и приступил к строительству нового деревянного цирка всё на том же месте — на Манежной площади. Представления в новом здании проходили до 1871 года.

   
   

В 1872 году итальянский цирковой наездник и дрессировщик лошадей Гаэтано Чинизелли получил здание в своё владение за символическую сумму. Решено было строить каменный цирк, ведь во многих европейских столицах уже работали стационарные цирки.

Цирк Чинизелли Фото: Commons.wikimedia.org

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк стал первым каменным стационарным цирком Российской империи. Он открылся 26 декабря 1877 года. Интерьеры были отделаны с роскошью. Однако вскоре после реставрации потребовался капитальный ремонт: с потолка текла вода, зрители не могли досидеть до конца выступления из-за духоты. Но даже не смотря на все эти неудобства и высокие цены на входные билеты, цирк имел большой успех в Петербурге.

Цирк передавался по наследству членам семьи Чинизелли. А в 1919 году последним владельцам из династии пришлось эмигрировать в Париж, где они умерли в нищете. В 1924 году директором цирка стал Вильямс Труцци.

Последняя масштабная реконструкция цирка была проведена в 2014-2015 годах. Тогда же в честь двухсотлетия самого первого владельца зданию вернули изначальное имя — Цирк Чинизелли. Об истории его династии и о первом приезде в Россию spb.aif.ru писал в большом материале.