Многоконфессиональный Петербург. Шесть самых красивых храмов разных религий

Александр Власенко / АиФ

Более трех столетий в городе на Неве бок о бок, дружно живут люди многих мировых религий. Православные храмы издавна соседствуют с католическими и протестантскими церквями. Именно в нашем городе были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из наиболее крупных в Европе синагог.

   
   

Сегодня в Петербурге в собственности или ведении религиозных объединений находятся свыше 230 культовых зданий. Расскажем о некоторых из них.

Санкт-Петербургская соборная мечеть

Санкт-Петербургская соборная мечеть. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Мечеть строилась несколько лет и открыла свои двери в 1920 году (проект Николая Васильева). За основу был принят архитектурный ансамбль самаркандского Гур Эмира – знаменитой усыпальницы Тимуридов. Отделана мечеть декоративными изразцами со сложным узором в голубых тонах. Традиционный орнамент составляют каллиграфические надписи – изречения из Корана. Работа выполнена настолько филигранно, что издалека купол и все здание кажутся ажурными и воздушными. Стены облицованы гранитом – этот элемент отсылает к традициям северного модерна. Мечеть вмещает до 6 тысяч верующих. К сожалению, с 1940 года богослужения были прекращены, а в здании устроили склад сначала для хранения овощей, а затем медицинского оборудования. Лишь в 1955-м принимается решение о возвращении мечети мусульманской общине. В конце 1960-х годов зданию был присвоен статус памятника архитектуры, а в 1980-х началась масштабная реставрация. В частности, оригинальную майолику решили заменить более долговечным  строительным фарфором. А вот большую люстру на 80 свечей, выполненную по оригинальным чертежам, никогда  не снимали. Сегодня вход в мечеть свободный для людей любого вероисповедания. От посетителей лишь требуется уважение к чувствам верующих мусульман и исполнение простых правил поведения.

Адрес: Кронверкский пр., 7

Кафедральный собор святых Петра и Павла

Кафедральный собор святых Петра и Павла. Фото: АиФ

Кафедральный собор святых Петра и Павла, другое название Петрикирхе, – самая крупная лютеранская церковь в России. Ее история начинается с петровских времен, когда в 1727 году по указу Петра II немецкой лютеранской общине была выделена земля «на пустынной территории, близ большой перспективной дороги». Император подарил участок «под строение евангелической церкви, школы и пасторского дома». Со временем старое здание церкви обветшало и в 1833-м заложили новое. Алтарь украсила большая картина кисти Карла Брюллова, а в 1840-м в церкви установили большой орган фирмы «Валькер», на котором играл Чайковский. В начале XX века архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрь 1917-го круто изменил судьбу церкви и общины. Недвижимость была экспроприирована, кирху закрыли, орган разобрали на детали, начались аресты и расстрелы. В знаменитом здании на Невском размещались склады, овощехранилище, а в 1926-м открыли плавательный бассейн. Возрождение началось только в 1990-м. В наше время в кафедральном соборе святых Петра и Павла проходят ежедневные богослужения на немецком и русском языках. Работает культурный центр. Во дворе установлен памятник Гете, внешне сохранился и облик церковной школы. Теперь это муниципальная школа № 222. В ее стенах в разные годы и эпохи учились декабристы Пестель и Кюхельбекер, архитектор Бенуа, академик Бах, писатель Даниил Хармс и другие известные личности.

Адрес: Невский пр., 22-24

   
   

Базилика святой Екатерины Александрийской

Базилика святой Екатерины Александрийской. Фото: АиФ

Это наиболее крупный католический храм города – один из первых западно-христианских приходов в России.

Более двадцати лет католики города не имели собственного храма, и лишь в 1738 году в период правления Анны Иоанновны было принято решение о возведении собора на Невском проспекте. Ответственный проект поручили знаменитому Трезини. Однако строительство оказалось долгим: от начала до завершения (уже архитектором Ринальди) прошло 45 лет! В 1783-м он был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь Екатерины II. К началу XX века приход храма насчитывал около 30 тысяч человек. Однако Октябрьская революция все изменила. В 1930-х убранство храма было фактически ликвидировано, а пожар 1947-го завершил уничтожение интерьеров. Возрождение католической общины началось только в 1991 году, и в начале нашего столетия храм вновь открыл свои двери для прихожан. Внутреннее убранство было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям. Сегодня Собор Святой Екатерины — единственный в России католический храм, имеющий высокий статус базилики, который присваивается лично Папой Римским.

Адрес: Невский пр., 32-34

Большая хоральная синагога

Большая хоральная синагога. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Здание синагоги (архитектор Николай Бенуа) построено в восточном, мавританском стиле.

Вестибюль обладает уникальной акустикой – слова, произнесенные шепотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров. Торжественное открытие и освящение состоялись зимой 1893 года, однако отделочные работы продолжались и в XX веке. Провели электричество, воду, а вокруг возвели забор из камня с художественной кованой решеткой. После 1917-го жизнь еврейской общины стала сложной. Несмотря ни на что, синагога работала даже в блокаду.

Сегодня это не только религиозный, но и культурный, образовательный центр. Здесь проходят крупные иудейские праздники и повседневные молебны. В образовательных учреждениях при заведении обучаются одновременно около 500 детей – от малышей до молодежи. Работают детский сад, благотворительные столовые. Оказывается гуманитарная, медицинская помощь. Под защитой специального комитета находится немало людей нуждающихся, больных и пенсионеров. Сейчас, например, семьям с низким достатком помогают собрать детей в школу. Действует даже центр знакомств, благодаря которому ежегодно образовываются десятки семей.

Адрес: Лермонтовский пр., 2

Грузинская православная церковь

Грузинская православная церковь. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

В конце XIX века купчиха Бильдеева купила земельный надел для строительства подворья Шестоковского монастыря. Первый камень освятил сам Иоанн Кронштадтский в октябре 1896 года. Храм был построен в шатровокупольной стилистике, характерной для XVII века. Помолиться перед чудотворными иконами приходили люди со всего города. В 1932-м вышел указ о закрытии церкви. Здание лишилось куполов, основания и было передано штабу ПВО. Лишь в конце 1992 года полуразрушенный храм был возвращён церкви, а весной следующего года передан грузинской диаспоре. Работы по реставрации велись более 10 лет и сегодня продолжаются. За эти годы здание стало украшением района – белоснежным и ажурным. Восстановлены купола и кресты. Внутреннее убранство наполнено грузинским колоритом. В частности, это одноярусный иконостас и виноградные лозы, украшающие ризы икон. Служения проводятся на грузинском и церковнославянском языках. Сегодня храм Шестоковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге стал связующим звеном между русской и грузинской культурами, объединяющим два народа.

Адрес: Старорусская ул., 8/2

Буддийский храм Дацан Гунзечойнэй

Буддийский храм Дацан Гунзечойнэй. Фото: АиФ

По некоторым историческим документам, первые буддисты прибыли в Петербург из Калмыкии и принимали участие в строительстве Петропавловской крепости.

Однако официально, по переписи населения, буддисты были зарегистрированы в городе лишь в 1869 году. Стала формироваться община, а в 1900-м удалось получить разрешение и на строительство храма. Разработкой концепции занимался специальный комитет, куда вошли видные востоковеды – Радлов, Ольденбург, Рерих. Проект изначально планировался очень дорогим. Так, вместо дерева или кирпичей использовался колотый гранит, многие дета- ли покрывались позолотой, а витражи с изображениями буддийских символов выполнил сам Рерих. И в XXI веке дацан в Санкт-Петербурге считается одной из самых дорогих культовых построек Европы.

Религиозные гонения, революция не обошли его стороной. В 1930-е годы буддийская община была ликвидирована, храмовые реликвии пополнили коллекцию Музея истории религии, а само здание отдали под спортивную базу и радио-станцию. Ситуация изменилась лишь в 1980-е, когда в город прибыл с визитом Далай-лама XIV. В 1990-м возобновились богослужения.

Адрес: Приморский пр., 91