Не кричите «Горько!» Брачные обряды и традиции народов Петербурга

В Санкт-Петербурге проживают более 200 национальностей, многие из которых веками бережно хранят и развивают свадебные традиции и церемонии своего народа. Какие-то обряды ушли в прошлое, какие-то адаптировались под современность или заимствовали элементы русской культуры. Но и сегодня на свадьбах можно встретить поедание хны, осыпание молодоженов сахаром и навозом, ритуалы с кинжалами и много других удивительных действ.

   
   

Сахарная свадьба

Традиционные свадьбы большинства народов, живущих в Северной столице, наполнены сложными церемониями. Однако некоторые из этих обрядов в наши дни «потерялись»: особенно в той части, что раньше предваряла само празднество. Например, азербайджанцы в старину начинали поиск невесты для сына с его раннего детства, а найдя, договаривались с ее родителями: о желании самих будущих супругов, конечно, не спрашивали. Свадьбы обычно длились три дня: сначала торжество невесты, потом жениха. Сейчас проводится одно бракосочетание сразу для двух сторон, а жених выбирает невесту самостоятельно. Но часть традиций осталась: так, сохранилось правило сперва посылать в дом невесты эльчи – сватов: обычно родственников жениха. На этой встрече свое согласие родители девушки показывают при помощи сладкого чая: либо просят его подать, либо демонстративно кладут сахар в чашку с напитком. Следующий этап – нишан: обручение, где влюбленные обмениваются кольцами, а невесте дарят много подарков: духи, украшения, всевозможные сладости. Здесь без сахара также не обойтись: среди подаренных сладостей обязательно будет сахарная головка, которую хранят до рождения первенца и только потом разбивают. После нишана у жениха и невесты оставалось время до свадьбы, так что они еще могли передумать. В этом случае невеста должна была вернуть жениху кольцо и все полученные от него подарки. Из вредности часть этих вещей родственники девушки могли и попортить, чтобы они никому не достались и уж тем более другой потенциальной невесте.

Если пути влюбленных не разошлись, назначается день свадьбы, перед которым невеста собирает своих подруг на хна-яхты. Хна у азербайджанцев – это символ радости. Считается, что если пришедшая на праздник невесты девушка съест сладость с хной, она тоже скоро выйдет замуж. В старину перед свадьбой женщины также собирались на палтар бичти, где шили себе праздничную одежду. В наши дни этот ритуал ушел в прошлое, и наряды заказывают в магазинах. А вот мужская половина, что раньше, что сейчас, не пренебрегает предсвадебной традицией похода в баню (обряд этот у азербайджанцев называется той хамамы).

Сама свадьба начинает греметь после религиозного обряда в мечети и регистрации в загсе. Гости кидают в невесту камушки, чтобы ее новый дом был крепок, и брызгают ей под ноги водой, чтобы она не лила слез. Молодожены обязательно должны обойти вокруг зажженного костра, керосиновой лампы или свечей, символизирующих семейный очаг, а невеста, войдя в дом жениха, должна разбить каблуком – на удачу – тарелку. В этот главный день опять не обходятся без сахара – им осыпают новоиспеченную семью, тем самым желая им богатства. Кстати, как и на русских свадьбах, азербайджане практикуют выброс невестой за спину букета. Только вот ловят его не девушки, а парни, и потом уже преподносят незамужней гостье. Под конец празднества между столами проносят поднос с дымящейся травой узерлик, дым которой у этого народа считается оберегом. Так новую ячейку общества и всех присутствующих на свадьбе гостей защищают от дурного глаза.

Нет калыма – нет жены

Не пренебрегают церемонией сватовства и татары. Сваты у этого народа зовутся яучи и башкода. Если им удалось получить согласие родителей невесты, они же обсуждают калым: сколько и чего должен предоставить жених за выкуп невесты. Обычно это деньги, драгоценности, одежда, дорогая посуда или постельное белье, – все это должно быть получено невестой и ее семьей еще до свадьбы. За калым усердно торгуются и договариваются не сразу. Примечательно, что приданое девушки при этом не обсуждается и может быть любым: от простой скатерти до объемных богатств, поскольку в старину было принято собирать его чуть ли не с рождения дочери.

Перед свадьбой татары проходят религиозный венчальный обряд никах и регистрацию в загсе. Никах проводит мулла, который читает отрывки из Корана и молитвы, а новобрачные дают брачный обет. Саму свадьбу татары называют туй, по канонам этот праздник должен длиться несколько дней, начиная с дома невесты. Став женой, девушка переступает порог дома мужа, где ей под ноги тут же укладывали шкуру (в наши дни – ковер или подушку), тем самым оказывая теплый прием. Затем свекры предлагают новобрачной опустить руки в муку – чтобы была хорошая хозяйка. Сама же девушка проводит обряд освящения дома, развешивая новые занавески, полотенца и всяческие украшения. Традиционно переезд к мужу завершается большим гулянием. На всех этапах празднества, что в старину, что сегодня, татарский брачный обряд сопровождает главное угощение – чак-чак. Это как торт на русских и европейских свадьбах, пробуют его первыми молодожены.

Навоз на счастье

Мельчайшими деталями наполнен обряд сватовства у бурятов. В старину родители могли запланировать свадьбы детей, когда те еще не родились, а в знак уговора менялись поясами. Сейчас такие жесткие порядки в прошлом, но вот многие другие церемонии ценятся. Например, приход в дом невесты сватов оговаривается заранее, но в назначенный день их никто не встречает. Мало того, что они обязательно должны приехать на совершенно исправных и без внешних изъянов машинах (в старые времена – на здоровых лошадях) и припарковаться не на входе (потому что так выносят покойников), а зайдя в дом, стать объектами шуток. Родственники невесты делают вид, что не понимают цели визита, и всячески над гостями подтрунивают, а сторона жениха пытается «сохранить лицо». Когда согласие достигнуто, начинаются пиршество и обмен подарками, при этом положение сватов все еще кажется незавидным: им не следует ничего просить у хозяев дома, чтобы те снова над ними не потешались. Поэтому у бурятов есть негласное правило: отправляясь на сватовство, бери с собой пачку чая, спички, молоко, масло, сладости и даже лампу.

   
   

За сватовством следовал девичник: басаганай наадан.

У бурятов это не праздник для невесты и ее подруг, а, скорее, проводы новобрачной. В этот день ей дарят подарки, которые становятся ее приданым.

К слову, в приданое обязательно входит полный комплект постельного белья: оно у бурятской невесты должно быть свое. По завершении «девичника» жених забирает девушку и увозит к себе, а родственники невесты кидают им вслед сухой навоз, желая таким образом богатства. Раньше в деревне жениха встречали на лошадях, делая три круга вокруг будущего дома молодых по ходу солнца. Эта традиция живет и сейчас, только кружат у жилья не кони, а машины. На свадьбе родители жениха дарят избраннице хоолобши: золотую или серебряную монету на цепочке. Надев это украшение, невеста становится законной женой, что сродни обмену кольцами у православных.

К слову, даже так далеко зайдя, невеста еще может отказаться от хоолобши, правда, ей придется вернуть и все остальные подарки. А в старые времена молодую жену могли вернуть родителям, если в первый месяц жизни в доме супруга женщина покажет себя ленивой.

Страсти брачной ночи

У киргизов тоже свадьбы зачастую планировались еще до того, как жених с невестой подрастали. Обряд сватовства неродившихся детей называли бел куда, а младенцев – бешик куда. Во время «колыбельного» сватовства родители будущего зятя вдевали в ухо девочки серебряные серьги. Сыновей женили по старшинству, причем самый младший не мог покинуть отчий дом даже после свадьбы, потому что должен был заботиться о родителях. В традициях этого народа также есть выкуп невесты и проводы девушки семьей. Накануне новобрачной расплетали девичьи косы и заплетали женские, что говорило о готовности невесты к семейной жизни. В наши дни чаще всего киргизы проводят только лишь саму церемонию свадьбы, которая очень похожа на русские обычаи: свадебный кортеж, фотосессии у памятных мест, обмен кольцами на безымянные пальцы правой руки. Но вот символом помолвки у этого народа считаются золотые серьги, которые жених вдевает в уши своей избраннице. Как и в давние времена, сегодня все свадебные расходы берет на себя семья жениха, хотя родственники девушки тоже могут внести свой вклад: он называется «сеп» – приданое для новой семьи. Свадьба проходит по мусульманским канонам, а в честь торжества раньше зарезали барана. После торжества в доме новоиспеченного мужа устраивали смотрины его избранницы: девушка должна была поклониться каждому гостю – так определялась степень ее воспитанности. Свекровь надевала на голову девушке белый платок, который та потом хранила как величайшую ценность. После первой брачной ночи молодожены должны были явить родственникам использованную простынь как свидетельство былой невинности девушки. Эта традиция в таких крупных городах, как Петербург, давно ушла в прошлое, но, говорят, ей по-прежнему следуют в деревнях.

У киргизов до сих пор считается, что после замужества девушка перестает быть членом родной семьи, а становится частью семьи мужа. При этом в давние времена, даже став женой, молодая женщина не имела права называть по именам новых родственников, появляться в их присутствии с непокрытой головой, а также громко разговаривать и смеяться. Эти правила действовали на протяжении всей ее жизни.

 Череду обязательных ритуалов до сих пор нередко представляет собой узбекская свадьба. Считается, что ни один обряд не должен быть пропущен. Одно только сватовство традиционно происходит с третьей попытки – именно так принято договариваться о будущей женитьбе. Уговор стороны подтверждают разламыванием нона – узбекской лепешки. Хлеб у узбеков – священный продукт, и, деля его между собой, семьи показывают друг другу серьезность намерений. Перед свадьбой девушка проходит обряд прощания с родителями, во время которого низко кланяется матери и отцу и произносит «рози-ризолик» – последнее прости. После чего отправляется в дом жениха, где и разворачивается основное действо. Узбеки – гостеприимный народ, и на их свадьбах может собраться не одна сотня гостей. Столы ломятся, и ни одно бракосочетание не обходится без национального узбекского блюда – плова. Причем это кушанье готовится разное для женщин и мужчин. То, что мужское, – представители сильного пола готовят себе сами. На свадьбе есть обычай для жениха и невесты – вглядываться в зеркало. Возлюбленные обязательно должны увидеть отражения друг друга, тогда их совместная жизнь не будет омрачена невзгодами.

У узбеков тоже есть обряд выкупа невесты, но он хитро включен в самый щекотливый момент свадьбы: брачную ночь. Если новоиспеченный супруг хочет остаться наедине со своей возлюбленной, ему придется порядком раскошелиться, и он, конечно же, не скупится. Наутро молодая жена проходит похожий обряд, который есть в традициях киргизов: келин салом, что означает – приветствие невесты. Невестка принимает подарки от родственников мужа и гостей и низко кланяется при этом. Чем ниже и уважительнее поклоны, тем более ценится характер женщины. Кстати, утром после свадьбы именно молодая жена собственноручно убирала двор. Современные узбечки, конечно, освобождены от таких обязательств.

Танцы с кинжалами и шашлыками

Множество старых свадебных традиций чтут и современные грузины. Семья у этого народа создается в три этапа: мачанклоба – сватовство, нишноба – обручение и корцили – непосредственно свадьба. Сегодня влюбленные делают свой выбор сами, но согласие родителей – даже символически – все равно спрашивают. Ритуал кражи невесты (о чем заранее предупреждались ее родственники) уже мало где встретишь, но выкуп будущих жен женихи по-прежнему делают. Свадебное торжество предвещает религиозный обряд венчания и регистрация в загсе. На выходе из церкви молодоженов обычно ждет колонна друзей жениха с выставленными вверх кинжалами. Пройти сквозь этот «коридор» означает получить защиту новой семьи. Сама грузинская свадьба в былые времена могла длиться несколько недель, но и сегодня ее редко где укладывают в одни сутки – чаще всего гости гуляют от двух до пяти дней, и мероприятие это окрашено грузинской пылкостью и импульсивностью. Столы ломятся от яств, участники много поют и танцуют, постоянно провозглашают тосты, но никогда не кричат «Горько!» новобрачным: в грузинской культуре не принято целоваться при других. Кстати, стать гостем, хоть и случайным, на свадьбе грузин может любой, а вот отказываться нельзя, чтобы не обидеть этот гордый, благородный народ.

Приведя невесту в свой дом, жених поднимается на крышу и выпускает в небо белого голубя. Затем молодожены разбивают тарелку «на счастье», а гости разбрасывают по углам зерна, чтобы новая семья была богатой. По традиции невеста также должна была трижды обойти вокруг горшка с маслом или пшеном и прикоснуться к котлу: такие нюансы уже мало где исполняются. Но до сих пор основные расходы на свадьбу несет семья жениха. От невесты требуются лишь целомудрие и покладистость.

С не меньшим размахом празднуются и армянские свадьбы. В назначенный день жених со своими родственниками является в дом невесты с подарками. Но чтобы заполучить возлюбленную, молодой человек должен был заплатить выкуп, и чем толще невеста, тем выше цена. На самой свадьбе по традиции мужчины и женщины садились раздельно, а невеста вообще не допускалась к свадебному столу. Но этот порядок – как и приношение в жертву вола – в наши дни не встречается. Зато немало других традиций: разбивание тарелок на счастье, кормление молодоженов медом, танец с шашлыком, считающимся главным блюдом на армянской свадьбе, дарение «таросиков» – маленьких сувенирчиков, символизирующих любовь, и даже выкладывание лавашей на плечи новобрачных. В любом случае, побывав на свадьбах восточных народов, гость их не забудет никогда.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.