От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

14 октября 1860 года в Петербурге был открыт один из лучших мировых театров оперы и балета – Мариинский. Он расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. На его сцене выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и другие звезды балета. Спустя полтора столетия Мариинка, как театр ласково называют петербуржцы, остается символом города и его визитной карточкой. В его афише  как уже признанные зрителем постановки, так и новые спектакли: в любом случае залы главного здания и Новой сцены всегда переполнены.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает 10 самых интересных и необычных фактов из его истории.

Три здания театра

Немногие знают о том, что Новая сцена стала не вторым, а третьим зданием театра. Самое первое помещение, в котором давала спектакли труппа, было каменным, а первые постановки в нем проходили уже в 1783 году, при императрице Екатерине II. Много лет спустя, в 1859 году, на Карусельной площади сгорел Театр-цирк, и на его месте был построен Мариинский театр, куда и переехали артисты. Здание же каменного театра перестроили под Санкт-Петербургскую консерваторию.

Новая сцена стала третьим по счету зданием театра. Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Секрет названия

Театр был назван Мариинским – в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра – занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина. Орнамент  полностью повторяет рисунок на шлейфе платья Марии Александровны и напоминает зрителям об этой великой женщине. 

Первая постановка

Театр был открыт оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».  Спектакль остался в репертуаре до советского времени, правда, по идеологическим соображениям ему поменяли название на «Иван Сусанин».  Любопытно, что позже выяснилось – именно так хотел озаглавить  произведение и сам Глинка -  это значится во всех рукописях композитора. В свое время он не смог это сделать также … из-за идеологии: директор Императорских театров Степан Гедеонов посчитал, что опера должна называться более патриотично, чем просто именем главного героя. Уже в наши дни вариант Гедеонова опять вернули – и сейчас прославленная опера значится в программках Мариинки  как «Жизнь за царя».

Потайная дверь

Специально для царской семьи в театре была обустроена роскошная ложа, однако представители августейшей династии редко посещали ее: они предпочитали смотреть спектакли из семейной царской ложи, располагавшейся напротив места директора театра. Там в стене была сделана потайная дверь, которая вела прямиком в гримерки солисток – для того, чтобы император мог поблагодарить артисток после выступления.Говорят, этой дверью часто пользовался будущий император Николай II, влюбленный в Матильду Кшесинскую, чтобы навестить балерину и побыть с ней наедине.

Уникальная люстра

Зрительный зал главного здания Мариинского театра украшает огромная трехъярусная люстра из бронзы. Конструкция весит 2,5 тонны и состоит из 210 лампочек и 23 тысяч хрустальных подвесок. Плафон люстры окружен 12 портретами известных русских писателей – Капниста, Фонвизина, Гоголя и других, поскольку изначально Мариинский театр предназначался не только для оперных и балетных, но и для драматических постановок. 

   
   

Ссора Гумилева и Волошина

Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах. В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених. Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

Портрет Шаляпина

Мастерская Головина стала по-настоящему легендарной, когда именно здесь художник написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в костюме Бориса Годунова. Артист позировал для картины в гриме сразу же после постановки оперы Мусоргского. Впоследствии Головин изобразил Шаляпина также в образах Демона, Мефистофеля и полководца Олоферна, но именно портрет в роли Годунова стал самым известным. В настоящее время он выставлен в Русском музее.

Колокол со дна канала

За кулисами Мариинского театра хранится большой колокол, который участвует в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Считается, что ему уже более 200 лет. Он был сорван большевиками с одной из петербургских церквей и выброшен в Крюков канал. Несколько лет колокол пролежал на дне, а в 1930-х годах его достали и передали в пользование Мариинскому театру.

За полтора столетия Мариинка несколько раз перестраивалась. Фото: Музей печати и издательского дела

Конфуз с осликом

В конце 70-х – начале 80-х годов в спектакле «Дон Кихот» были задействованы настоящие животные – конь и осел, которые предназначались для главных действующих лиц. Выдрессированные животные послушно ходили по сцене и перевозили всадников. Однажды артист, игравший Дон Кихота, так вошел в роль, что пришпорил коня прямо во время спектакля, а тот взвился и попытался сбросить наездника. Дрессировщик быстро увел коня за кулисы, а зрители решили, что так и было задумано. Гораздо более неприятный конфуз произошел в 1980 году, когда конь-артист заболел, поэтому для спектакля пришлось арендовать парнокопытное в одной из спортивных секций города. Уже во время спектакля выяснилось, что театру дали не коня, а лошадь: кобыла так очаровала своего напарника по сцене, осла, что тот решил не терять времени и перейти к активным действиям. Одним движением он сбросил с себя Санчо Пансу, подбежал к лошади и взгромоздился на нее, а та и не возражала. Под хохот музыкантов из оркестровой ямы занавес был закрыт, а спектакль пришлось отменить на глазах у изумленной публики.

Зрительный зал Мариинки всегда переполнен. Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Для чего нужны осколки

В 1970-х годах в Мариинском театре проводили ремонт. Когда рабочие вскрыли старый пол под оркестровой ямой, внутри они обнаружили осколки битого хрусталя. Решив, что это мусор, строители выгребли и выбросили их. Уже во время первой постановки после реконструкции выяснилось, что битый хрусталь лежал под полом не просто так. Слой осколков значительно улучшал акустику в зале. Постоянные посетители театра уверяют: с тех пор звук в Мариинке несколько испортился, что, впрочем, незаметно для современного поколения.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.