«Нашими надо хвастаться!» Цискаридзе - гастролях за рубежом и воспитании

Академия им. Вагановой, её выпускники, как и Эрмитаж, Русский музей, другие знаменитые учреждения культуры, – богатство всей нации. © / Zamir Usmanov / www.globallookpress.com

Выпускники Академии русского балета им. А. Я. Вагановой выступили сначала в Кремле, а потом – отправились в Бразилию.  Наши артисты выступали в театре Сан-Паулу впервые после того, как 107 лет назад Сергей Дягилев привез в Южную Америку легендарные «Русские сезоны».

   
   

Что значат такие концерты для юных артистов?  И почему колыбель русского балета – Эрмитаж? Об этом spb.aif.ru рассказал ректор Академии, народный артист России Николай Цискаридзе.

Колоссальный труд

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Николай Максимович, ваши выпускники уже десять лет держат творческий отчёт в Москве. Как родилась традиция?

Николай Цискаридзе: Выпускной спектакль – это колоссальный труд. И когда я стал ректором, мне было безумно жаль, что такие уникальные по красоте и мастерству постановки, требующие огромного напряжения, сил, времени и нервов всего коллектива, мало кто видит. Спектакль показывали раза три – на этом всё заканчивалось. Так пришло решение изменить ситуацию и сделать концерт выпускников в Кремлёвском дворце. Сначала это казалось неподъёмным, требовало солидного финансирования. Но затем стало традицией. Вот и в этом году после выпускных на сцене Мариинского театра мы сначала отправились в Москву, а затем чуть меньшим составом – в Бразилию.

– Гастроли в этой стране были организованы Министерством культуры в рамках легендарных «Русских сезонов». Последний раз Сергей Дягилев устраивал их в Латинской Америке в 1917 году. И вот сейчас, 107 лет спустя, русские артисты вновь в театре Сан-Паулу. Как всё прошло?

– Воспитанники нашей Академии выступали в Бразилии первый раз. Мы привезли шедевры классики: фрагменты балетов «Фея кукол», «Спящая красавица», «Пробуждение Флоры». Принимали нас замечательно. Что касается меня, последний раз я был в Рио-де-Жанейро 25 лет назад, в составе труппы Большого театра. Сейчас приехал уже в новом качестве. Кстати, как руководитель Академии могу пригласить способных учеников местных балетных школ для обучения в Россию. Конечно, если они соответствуют нашим критериям. У нас есть программа, где мы бесплатно учим талантливых представителей разных стран. Кроме того, наши преподаватели, и я в том числе, дали мастер-классы для муниципальных театров страны.

   
   

Впереди планеты

– В одном из интервью вы сказали, что русское искусство – достояние всей нации, а «достоянием надо по-хорошему хвастаться». Почему вы считаете это важным?

– Потому что Академия им. Вагановой, её выпускники, как и Эрмитаж, Русский музей, другие знаменитые учреждения культуры, – богатство всей нации. И нужно постоянно находить новые возможности, чтобы напоминать о нашем балете и уникальных театрах, великих произведениях классиков и современности. Потому что даже своим гостям иногда рекомендую тот или иной музей, а в ответ слышу: «А что там смотреть?». Поэтому такие поездки стараюсь использовать и как просветительскую деятельность, чтобы показать: в этой области нам нет и не будет равных, как бы кто не запрещал русскую культуру. Существование мирового искусства без русского – невозможно. Всё равно мы останемся впереди всей планеты.

– Со следующего года в России запускается программа «Земский работник культуры», к которой вы тоже имеете отношение. Если помечтать, может выпускник знаменитой Академии им. Вагановой поехать в провинцию, на периферию?

– Мы выдаём диплом по квалификации артист балета и педагог. С таким документом вполне можно отправляться в глубинку, если молодой специалист не хочет танцевать, а стремится в каком-то отдалённом месте поднять творческий коллектив, повысить общий уровень мастерства. Но надо быть реалистом. Пока есть форма, до 40 лет он может служить в музыкальном театре, как правило – это большой город.

Если говорить о программе, мы выдвигали её во время предвыборной кампании президента страны. Были разные мнения, но в том, что сегодня нужен «Земский работник культуры», никто не сомневался. Это важная идея. Потому что в стране много домов и дворцов культуры, детских учреждений, которые закрыты, и их надо возрождать. Но здесь главное, чтобы не только молодой человек был заинтересован поехать в глубинку. Ему тоже должны создать условия. Предоставить место работы, жильё, обрисовать реальную перспективу для него и всей семьи. Знаю, что в стране отлично зарекомендовала себя программа «Земский доктор», дай Бог, чтобы здесь получилось так же.

Сохранить образование

– Вы упомянули об Эрмитаже. Немногие знают, что Академия им. Вагановой и главный музей страны исторически тесно связаны. О чём идёт речь?

– В 1738 году во флигеле Зимнего дворца были открыты первые в России балетные классы. Так что Эрмитаж является колыбелью русского балета. Я уже больше 25 лет работаю педагогом, постоянно общаюсь с подрастающим поколением и могу сказать, что не каждому повезло с детством. Если для меня, например, знакомство с Эрмитажем началось гораздо раньше, чем я выбрал профессию, то для многих нынешних учеников происходит наоборот. Они раньше поступают в хореографические училище, нежели попадают не то что в Эрмитаж, а какой-либо музей. Поэтому как человек, который хочет сохранить наше блистательное образование, считаю одним из самых главных – эстетическое воспитание. Это и есть любовь к родине, когда ты знаешь, что наполняет твою страну. Какими ценностями обладают народ и культура, к которой ты принадлежишь.

– Читала, что вы настолько хорошо знаете Эрмитаж, что даже можете провести авторскую экскурсию…

– Обожаю этот музей и действительно нередко выбираю свои маршруты. Когда началась пандемия, просто приходил, гулял по пустым залам и наслаждался красотой. Но когда она закончилась, наслаждался ещё больше, потому что залы наполнились, и появилась жизнь. Часто слышу, что сегодня всё можно увидеть в интернете. С одной стороны, я счастлив, что существует интернет, и не мыслю себя без него. Обожаю онлайн-общение и восхищаюсь теми возможностями, которые подарила нам техника. В то же время точно знаю: непосредственное общение и прикосновение к шедевру дарят ни с чем не сравнимые эмоции. Этого ничто не заменит.

– В Эрмитаже есть прекрасный театр, как часто там выступают ваши ученики?

– Регулярно танцуют, и я рад, что дети приобщаются к окружающей красоте. Для воспитания артиста, личности это имеет огромное значение. Можно сказать, это наш домашний театр, и самые первые серьёзные шаги мы делаем именно в Эрмитаже. Проверяем, кого стоит показать публике в Мариинском, Большом, а кто останется семейной радостью в домашнем круге.

– Очевидно, не все родители согласны с таким подходом…

– Это их проблемы. Знаете, однажды Юрия Григоровича (с 1964-го по 1995-й главный балетмейстер Большого театра. – Прим. ред.) спросили: «В искусстве вы за тиранию или деспотию?». Он ответил: «За деспотию». И был именно таким.

– В начале октября вы традиционно устраиваете праздник первого выхода на сцену. В этом году всё остаётся в силе?

– В Эрмитажном театре наши воспитанники получают путёвку в жизнь, дают клятву искусству и своей профессии. Символично, что театр находится как раз над залом, где и родился русский балет. И мне очень приятно, что директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский при своей огромной занятости всегда находит время, чтобы сказать напутственные слова детям и приветствовать родителей. Поэтому что бы ни происходило в этих залах, кроме, конечно, революции, – всегда счастье. И с моей стороны неизменно будет приветствоваться любой проект этого уникального музея.

– Сколько выпускников у вас в этом году?

– Государственное задание 60 человек, но выпускаем 40–42. Иногда 38. 2015 год, например, был уникальный. Все дети, которые тогда вышли из стен нашей прославленной школы, сегодня танцуют в Мариинском и других ведущих театрах, их имена украшают афишу. В Академии, когда идёшь по главной лестнице, можно прочитать фамилии всех выпускников, начиная с 1742 года. И вот видишь: в один год 40 человек, а в другой – 2. Это нормально. Ведь Рембрандт не рождается каждый год. В Эрмитаже тоже можно увидеть тысячи картин. Но на одни просто посмотрят, а у других могут стоять часами. Потому что они написаны с такой энергетикой, которая живёт столетия и сегодня не даёт пройти мимо. И у нас очень важно качество подготовки учеников, поэтому немало отсеивается.