«Жизнь состоит из сейчас». Петербургский поэт Родин о культурном наследии

Борис Родин – автор более 400 песен, вошедших, в том числе, в репертуар звёзд советской и российской эстрады. © / Из личного архивa

Как часто мы подпеваем шлягерам – и как редко знаем, кто написал стихи, положил их на музыку. Песня живёт, словно свободная птица, порхает с ветки на ветку – от артиста к артисту. Некоторые мотивы и вовсе становятся народными.

   
   

Каково быть автором, чьи песни поют знаменитости? Рождается человек творцом или стяжает свой талант? Есть ли духовная связь поэтов со своей страной? Об этом spb.aif.ru беседует с поэтом, продюсером, бизнесменом и общественным деятелем Борисом Родиным – автором более 400 песен, вошедших, в том числе, в репертуар звёзд советской и российской эстрады. Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Михаил Боярский, Бедрос Киркоров, Лев Лещенко и другие известные исполнители выступали с песнями Бориса Аркадьевича.

Оставить свой след

«Если не можешь найти дорогу – тогда проложи её сам. На этот девиз я опираюсь по жизни, – рассуждает Борис Аркадьевич. – Для меня всегда было важно оставить после себя потомков и достойный след. Технические достижения прошлого нас интересуют условно, мы ими не восхищаемся, лишь пользуемся плодами науки. А вот культура, искусство – уже иной уровень развития. С древности до нас доходят картины, архитектура, книги. Вот что поражает воображение, вдохновляет созидать новое. Вот он, главный творческий след человечества».

Писать стихи Борис Родин начал в 40 лет, и эту пору он вспоминает как небывалый подъём в своей жизни. Творчество согревало душу, а энергии хватало на всё – семью, работу, проекты и поэзию. Сначала были стихи, а композиторы, с которыми у поэта сложилась творческая дружба, вдохнули музыку в эти строки. Первым их них стал союз  с Сергеем Касторским.

«Я не лирик, а технарь, по первому образованию инженер-механик. Так себя и чувствую. Остальное приросло с годами и опытом, – добавляет Борис Аркадьевич. – И я благодарен прекрасному советскому образованию. Познал много рабочих специальностей, начиная с бетонщика на стройке ещё со времён студенческих отрядов. Были инженерные должности и руководящие. Карьера завидная, можно сказать. Но со временем приходит ощущение, будто круг замыкается. Живёшь, и каждый день похож на предыдущий. Стараешься придумывать что-то ещё, добавлять новые грани. Так появился мой бизнес. Я совмещал его с производством и творчеством. Не спрашивайте, сам не понимаю, как это удавалось. Зато пошли песни, их запели народные артисты, ансамбли. Разве мог я подумать о том, что ВИА «Поющие гитары» будут исполнять и мои песни? Ну что вы! А вот – спустя 30 лет молчания они вышли на сцену с песней «Не моя, чужая», которую написали мы с Сергеем Касторским. Следом её же подхватили «Сябры». Тогда же пошли альбомы, концерты. В Доме дружбы на Фонтанке в 2000 году мы с Сергеем Михайловичем организовали первый концерт в поддержку президента Владимира Путина. Позднее в БКЗ «Октябрьский» собрали концерт в солидарность против агрессии войск НАТО в Югославии. Были потрясающие трёхлетние проекты к 300-летию Санкт-Петербурга и много-много увлекательного, интересного, творческого».

Есть артисты и песни, востребованные временем. Люди сами подхватывают их, словно флажки. Но заранее угадать, какая песня ворвётся в хит-парад, почти невозможно.

«Песня рождается и улетает подобно птице. Поэт и композитор мыслят шлягером одно произведение, а народу может понравиться совершенно другой материал, который могли играючи написать на коленке. Как и было однажды у Сергея Касторского с песней «Зайка моя». Поэтому, как продюсер, считаю, что раскрутить песню можно, но предугадать народную любовь к ней нельзя».

   
   
Борис Родин и заслуженный артист России Анатолий Тукиш у отреставрированного памятника Сергею Есенину в Таврическом саду. Фото: Из личного архивa

Равно как и симпатию артиста к материалу, ведь многие песни Бориса Родина стали жить столь свободно, что нередко они пополняют репертуар российских исполнителей уже без ведома самого автора. Ярким событием в творчестве поэта стала песня «Колокольчики во ржи». Её исполнил в 2001 году Иосиф Кобзон. Авторы – Борис Родин и Сергей Касторский – стали лауреатами «Песни года».

«Заставить Иосифа Давыдовича что-то спеть, тем более за деньги, было невозможно. А песню «Колокольчики во ржи» он исполнял и часто заканчивал со слезами на глазах. Это время, когда раны после Чечни ещё были свежи, а мы реагировали на происходящее, – объясняет Борис Аркадьевич. – Когда я писал что-либо, ощущал на себе, что есть некий «диктат» свыше. Для меня Бог не какой-то мифический дедушка на облаке. Повторюсь, я технарь. Но вера в высшие силы, которые нами руководят, безусловно, движет мной в творчестве. И это одна из таких песен».

Не хватает красных светофоров

Борис Родин признаётся, что обожает ездить за рулём один. Для него это уединение, размышления. А друзья подшучивали – мол, Борису красных светофоров не хватает, иначе было бы куда больше девяти поэтических сборников.

«А мне и правда диктофоны не нравились, всё писал в блокноты. И часто как раз в дороге. Там и возникает ощущение, что некоторые вещи будто продиктованы. Особенно люблю песни–истории. Например, «У черты» по тематике и стилистике выпадает из CD альбома «Никто, кроме меня», написанного совместно с композитором Андреем Московым. Но эта песня нужна сейчас людям: «Опасная черта, где миром деньги правят, опасная черта – преддверие войны…». Удалось её выпустить на ВГТРК, и это предупреждение человечеству прозвучало в прямом эфире. Мы привыкли скорбеть, плакать, бояться. И особенно сейчас, когда кругом такие вещи происходят, нужно быть жёстче. Чётче говорить негодяям: «Вам воздастся за всё, что вы творите». Те, кто сейчас нападают на нашу страну, плохо знают историю и не понимают, с кем связались».

Борис Родин в одном из недавних стихотворений пишет: «Жизнь – это только сегодня, жизнь состоит из сейчас». И его первая реакция на недавнее трагическое событие в «Крокусе» – человек не должен замирать в страхе. Как генеральный продюсер, работавший в «Большом Кремлёвском Дворце», ГЦКЗ «Россия», БКЗ «Октябрьский» и других концертных площадках, он отмечает, что как раз организаторы отвечают за безопасность, когда арендуют зал.

«Но обеспечить охрану против людей, которые идут целенаправленно убивать с оружием в руках, невозможно, – говорит он. – Это работа специализированных структур. И подумайте, разве можно остановить жизнь по всей стране, повсюду расставить охранников с оружием? Нужна профилактика, агентурная работа и чёткая миграционная политика. Нужно понимать, что идёт война, и мы на войне. Не только наши солдаты на передовой, но и мы – здесь».

Какой путь прокладывает поэт?

«Я много ездил по миру и общался через переводчиков, что меня совсем не удручает.

Всегда считал, что лучше и другим изучать русский язык – наш богатый красивый язык, – говорит Борис Аркадьевич. – И я заметил, что отношение к поэтам всюду разное. В Испании мы как-то закупали партию туристических автобусов. Когда на прощание я подарил хозяину фирмы свою книгу и CD диски, его снисходительный тон резко сменился. Не могу объяснить его отношение культурологически, но он переменился, стал говорить с почтением. Для России поэт – человек, наделённый особым даром. И его талант не измеряется числом произведений. Его талант – в умении пропускать через себя эпоху, осмысливать её и предвидеть будущее.

Россия же всему миру сейчас интересна и нужна в качестве сырьевого придатка. Иностранцы в гостях у нас очень удивляются: ожидали увидеть разруху, злобных орков, пустые прилавки, а тут страна развивается, доброжелательные, открытые люди. Их политикам неинтересно рассказывать о нашей культуре. Им подавай другое. Между прочим, нигде из более 40 стран, в которых я побывал, мне не хотелось жить дольше трёх-пяти дней. Люди шалеют при виде наших городов, особенно Петербурга. Приезжают «подготовленные»: увидеть густой лес, медведей, балалайки. Да уже для нас самих это экзотика! Уезжают они влюблёнными в наш город, страну. Я занимался профессионально туристической деятельностью, уверяю: в Хельсинки впечатлений на один день, в Стокгольме – на полтора, в Осло – на полдня. Смотреть нечего больше. Там природные красоты, но не культурное наследие. У нас, если даже по верхам осмотреть Петербург, Пушкин, Павловск, Гатчину, Петергоф – недели мало. А есть другие достопримечательности и города, не говоря уже о столице. Такер Карлсон после встречи с Владимиром Владимировичем Путиным пытался показать хоть кусочек этой правды у себя на Западе. Но ведь этого стараются не замечать, говоря, что он сочиняет. Переосмыслить можно, только увидев своими глазами, потому что правда у всех своя, а истина – одна».

Петербург в творчестве Бориса Родина занимает видное место. Почти в каждом из 19 альбомов есть песни о родном городе поэта. Он уверен, что красивее места нет. Есть города приятные, чистые, по-своему интересные, а есть Санкт-Петербург – душа нашей страны.