Любовное приключение. Для Авторского театра оно длится пять лет

Режиссёр Олег Дмитриев «дирижирует» актрисами. © / Из личного архива

Мне захотелось высказаться на вечную, в чём-то истоптанную, а в чём-то так до конца и не раскрытую тему любви», - говорит режиссёр Олег Дмитриев, который  27 декабря показал новый спектакль «Я люблю любовь». В этот же день пятилетие отпраздновал созданный Дмитриевым Авторский театр.

   
   

Без «клубнички»

- Спектакль создан по новой книге известной белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд», которая в этом году выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе, - рассказывает Олег Дмитриев.  - Истории, которые мы выбрали, были написаны давно и гуляли в Интернете.

Елена Петрова, АиФ-Петербург: - А как к этому относится сама Алексиевич?

Олег Дмитриев: - Мы никогда лично не встречались, потому что она живёт сложной «международной» жизнью: долго была в Европе, потом вернулась в Беларусь, где ей очень непросто. Но мы давно познакомились в Интернете. Светлана даёт добро на постановки, по поводу последней написала: «Если хватит духу, берите эти две истории и делайте». Нам показалось, что духу хватит. Спектакль - это исповеди двух женщин. Они из разных эпох - шестидесятых годов и наших дней. И каждая героиня, не стесняясь, делится невозможными откровениями: как у неё было в любви, что такое для неё мужчина, поиск своей «половины»...

- Так зрелище - «для взрослых»? 

- Мы долго это обсуждали. Но маркировка «18+» всегда имеет оттенок «клубнички». У нас «клубнички» нет, а вот серьёзный разговор о любви, наверное, можно начинать и с 16 лет. Тут пришёл на ум термин «спектакль для семейного просмотра». Если подростки придут с родителями - будет замечательно. Возможно, то, о чём они не говорят в кругу семьи, смогут обсудить, посмотрев спектакль вместе.

Принципы и бедность

- Режиссёры изо всех сил стараются выпендриться, сделать что-то необычное по форме даже в ущерб содержанию. Ваш театр исповедует другие принципы?

   
   

- Считаю, что форма должна быть адекватна тому, что ты хочешь сказать. У нас скромные декорации, но они точны. Я совершенно не понимаю использование видеоэкранов, на которых увеличивается происходящее на сцене. Кому-то кажется, что от этого спектакль становится доступнее. Неправда. Существует театральный бинокль - «живая» оптика, человек собственным усилием вглядывается в то, что ему интересно, втягивается в происходящее. А сегодня предоставляются все возможности, чтобы втягиваться было не нужно. Остаётся откинуться в кресле и ковырять в носу. Поэтому так часто шумно в залах: у людей возникает ощущение, что они дома на диване перед телевизором.

- Говорят, недавно вы получили грант от петербургского бизнеса…

- Это было как гром среди ясного неба! На волне прошедшего Международного зимнего фестиваля у людей из бизнеса возник интерес к театру как таковому. И организаторы фестиваля, а возглавлял его Лев Додин, решили привлечь внимание к нашему Авторскому театру и режиссёрской лаборатории «ON. Театр».

Подарки судьбы непредсказуемы, и, исходя из «закона зебры», дальше будет хуже (улыбается). 

- Вы - актёр и режиссёр знаменитого МДТ - Театра Европы. Зачем вам понадобился ещё и Авторский театр?

- Тащить на себе воз, быть хозяином на своей территории, нести личную ответственность за всё -  важно и интересно. Мы сами себе кое-что доказали, раз за пять лет не умерли. Особенность нашего театра в том, что «чужие здесь не ходят». Мы не берём случайных авторов, случайных артистов - всегда, почти без исключения, играют мои коллеги из МДТ. Мне кажется, у нас нет и случайных зрителей. А всё потому, что отсутствуют случайные темы. Звучат только лично волнующие.

Смотрите также: