Диалог с душой Кобейна. Лидер Killing Joke – о суде с Nirvana и рок-музыке

Владимир Бертов / pr-служба СПб ГАСО

Джез Коулман – музыкант, фронтмен пост-панк-группы Killing Joke, чьей музыкой вдохновлялись знаменитые коллективы Nirvana, Metallica, Korn, Faith No More и другие - в интервью корреспонденту SPB.AIF.RU рассказал о работе с петербургским оркестром, рождественской открытке от Курта Кобейна и развитии рока в Петербурге.

   
   

«Рок-н-ролл начался с этапом потери девственности»

Денис Приходько, SPB.AIF.RU: Джез, петербуржцы смогли вас увидеть совсем недавно на «Ночи музыки в Гатчине». Далее вы остались поработать в Северной столице. Что вас заставило потратить один летний месяц на Петербург?

Джез Коулман: Здесь мы записывали с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром семь треков для проекта Nirvana Dialog – большой работы, посвященной жизни и деятельности Курта Кобейна. Разрешение на запись треков группы Nirvana дала дочь музыканта Фрэнсис Бин Кобейн, с которой мы в хороших отношениях.

Чтобы было понятно, это будет реквием, посвященный лидеру легендарной рок-группы. Это не религиозное посвящение. Здесь мы реализуем идеи жизни, смерти, да и всего существования Кобейна.

- Вы по нескольку месяцев живете в разных городах мира, имеете даже новозеландское гражданство. Почему же для записи такого проекта вы решили выбрать именно оркестр в Петербурге?

- В восемь лет я купил свою первую в жизни пластинку. Там были шедевры русской музыки - Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский и других. Когда я услышал русские звуки, я был восхищен. Если прослушать мои аранжировки, то, несомненно, можно услышать это влияние. Именно поэтому была выбрана Россия. А если говорить о Петербурге, то здесь оркестр, с которым мы работаем над Nirvana Dialog, прекрасно понимает, что я хочу выразить в музыке и принимает мой стиль.

Джез Коулман в процессе работы над Nirvana Dialog. Фото: pr-служба СПб ГАСО / Владимир Бертов

- Как так получилось, что начав слушать классическую музыку, вы все-таки основали рок-группу - Killing Joke?

   
   

- Рок-музыки не было в моей жизни до тех пор, пока мне не исполнилось 15 лет. Могу сказать, что рок-н-ролл начался с этапом потери девственности (смеется).

«Получив открытку от Кобейна, еще не знал о Nirvana»

- Музыкой рок-команды, основанной вами, вдохновлялись такие монстры мировой рок-сцены, как Nirvana, Metallica, Nine Inch Nails. С Куртом Кобейном вы даже судились из-за якобы плагиатного трэка. Что это был за процесс?

- Собственно с этого процесса и начался проект Nirvana Dialog. Получается, что я продолжаю начавшийся тогда диалог уже в духовном плане. Скажем так, общаюсь с душой Курта Кобейна. Впервые я услышал о Nirvana, когда получил рождественскую открытку от Курта Кобейна. В то время я вообще не знал, кто это такой, что это за группа. Я считаю, что получил от него эту открытку в связи с тем, что Кобейн испытывал чувство вины из-за его песни Comе as you are. Все ему говорили, что песня сворована у Killing Joke.

Они дебютировали на американском рынке, а потом случилась трагедия с самоубийством. Все хотели, чтобы мы судились с Nirvana, но мы в результате поняли, что нам этот процесс не необходим. Мы отказались от денег. До сих пор нам предлагают судиться по поводу песни, чтобы получить деньги. Но мы не хотим. Это помогло нам установить хорошие отношения с другими членами группы Nirvana.

- В Nirvana Dialog принимают участие музыканты, работавшие с Кобейном?

- В реализации проекта они сами непосредственного участия не принимают. Я думаю, что на премьере этого проекта Дэйв Грол (экс-барабанщик Nirvana - прим. ред.) присоединится к оркестру и сыграет на барабанах.

- До приезда в Петербург вы начали работать в Москве с местным оркестром. Что там не сложилось, или всё-таки было записано несколько треков?

- Я должен был работать с Московским филармоническим оркестром, который я считаю достаточно хорошим. Но когда я приехал на запись в Москву, тот, кто ее организовывал, заменил этот оркестр на оркестр Рахманинова, которым я остался крайне недоволен. Они постоянно останавливались, когда играли. Мне было нелегко с ними работать.

Вообще, такие ситуации плохо отражаются на России. У вас столько замечательных оркестров, но когда иностранцы видят, что у них забирают деньги и подсовывают совсем не то, что ты заказываешь, - это плохой бизнес. Женщина, которая все организовывала, - разрушение для нации. Денег мне никто не вернул. Они практически разрушили проект Nirvana Dialog. Он был на волоске от гибели месяц назад.

Только из-за хорошего отношения оркестра из Петербурга этот диск был записан.Было хорошо записать именно в это время и именно здесь. Драма, которая сейчас происходит в мире, с Палестиной, Израилем, Украиной – мы это вытянули наружу.

Джез Коулман и СПб ГАСО на записи в первой студии Дома Радио в Петербурге. Фото: pr-служба СПб ГАСО / Владимир Бертов

«Существует тренд давления на Россию»

- Как вы относитесь к тому, что в Европе, в том числе и ваши соотечественники из Англии, призывают отобрать футбольный чемпионат мира-2018 у России в связи с событиями на Украине?

- Сейчас существует тренд давления  на Россию. Идет информационная война. Конечно, реакцию европейских политиков можно назвать шумом вокруг ситуации на Украине. Это делается, чтобы угодить «американским учителям». Мне не нравится то, что сейчас происходит.

А если говорить о России, то достаточно посмотреть, где она находилась во времена Ельцина, и сравнить с тем, что происходит сейчас. Я лично постоянно вижу большое количество россиян, свободно выезжающих за границу на каникулы. Единственное заключение, к которому я могу прийти - это что ваш президент ведет в России правильную политику. Лично я хотел бы жить в стране, где можно гордиться своим лидером.

- Как вы вообще относитесь к жестам артистов, поддерживающих открыто, в том числе со сцены, тех или иных политиков?

- Не видел еще ни одного примера, чтобы музыкант влез в политику, и это было хорошо. Вообще великая музыка остается великой. В случае с плохой музыкой - я имею в виду Pussy Riot - вас просто могут отправить на полгода в тюрьму.

Музыка потребовала полной самоотдачи от Джеза Коулмана. Фото: pr-служба СПб ГАСО / Владимир Бертов

- В России уже довольно давно не появляется культовых рок-групп. В последние 10 лет не образовалось коллектива, который бы смог в одиночку собирать стадионы. В Англии, откуда вы родом, ситуация другая, - там работает целая индустрия, «производящая» рок-группы. Почему в нашей стране происходит именно так?

-  Россию сравнивать с Западной Европой абсолютно невозможно. К примеру, композиторы, из произведений, которых состоит программа российских оркестров, умерли еще 200 лет назад. То, что мы делаем с Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, - это большой толчок для современной музыки. Это соединение с молодым поколением. Дело в том, что великие композиторы XX века – это рокеры, а не классики.

Также и у рок-музыки в России не было возможности развиваться. Еще рано делать какую-то оценку для российской рок-музыки. Вы только чуть более 20 лет, как вышли из коммунизма, поэтому, я считаю, что мог бы провести здесь хороший мастер-класс для рок-групп. Мы могли бы создать 30-40 команд с хорошим стилем. Посмотрите, как Rammstein завоевал мир, используя немецкий язык. Аналогично можно сделать с русским, вместо того, чтобы петь на английском и отказываться от своей культуры. Такого рода проекты меня очень интересуют.