«Тарас Бульба»: Драма казака

Режиссер:  Владимир Бортко

В ролях:  Богдан Ступка, Владимир Вдовиченко, Игорь Петренко, Магда Мельцаж, Михаил Боярский

Наш рейтинг:

   
   

«Тарас Бульба» Владимира Бортко еще до выхода стал скорее явлением политической жизни, чем культурной. И в первую очередь он, конечно, затронул и без того непростые отношения между Украиной (а точнее ее руководством) и Россией. Параллельно к юбилею Гоголя снимался  украинский фильм о Бульбе, и в какой-то момент Виктор Ющенко даже распоряжался закончить работу над ним «быстрее русских».

Надо сказать, что некоторый раздрай вносит в первую очередь сама повесть. Гоголь в ней выступил скорее наблюдателем, который как прилежный историк описывал события, нравы и характеры определенной эпохи. Он не осуждал и не превозносил до небес своих героев, одинаково честно рассказывая об их «положительных и отрицательных» качествах и поступках. Он оставлял читателю возможность самому оценивать и делать выводы. И, что самое интересное, практически любой вывод, любая оценка тут имеют право на существование. Бульба – убийца младенцев и изверг? Да. Бульба – искренний патриот своей отчизны? Конечно.  Бульба – просто несчастный старик, заложник собственного образа жизни, переживший глубокую личную драму? Более чем.

Таким и было запорожское казачество тех лет, описанное Гоголем: противоречивым бурным потоком, в котором с шумом и брызгами соединялись разные течения, струи и ручейки. И потому, экранизируя повесть, можно пойти самыми разными путями: можно дать крен в какую-то одну сторону, представив казаков героями или, наоборот, пьяницами и варварами, можно выпятить их веру и «русский дух», а можно – любовь к «вильной Украине». Но самое сложное, конечно, передать этот противоречивый дух, эту терпкую смесь веры, патриотизма, любви к вольнице и личной трагедии.

На первый взгляд фильм Владимира Бортко как раз ударился в одну крайность. Напоказ он вроде бы выдвигает тему православия и русского духа. Здесь много прямых цитат из повести о вере, русском товариществе и о том, что «так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… нет, так любить никто не может!» А с другой стороны, ни слова о зверствах казаков, о младенцах, которых Бульба с товарищами поддевал копьями и швырял в костер, приговаривая «Вот вам поминки по Остапу!». Как результат – обвинения в «госзаказе» и искренний смех, который вызвали у некоторых критиков и зрителей сцены, где казаки, умирая, признаются в любви к вере и отчизне. Дескать, ох как наиграно. 

Ну, со смехом-то все ясно: нынешнему «поколению пепси и айфонов» трудно понять мотивы людей того времени, их дух и искреннею веру. Потому душевно переживаем мы, когда видим кукольные страдания героев американских комиксов, а смерть казака со словами «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» на устах – вызывает лишь громкое ржание. Потому трудно поверить, что кто-то может искренне играть и снимать такое – нет, конечно же, только по госзаказу, за большие деньги. Видимо, судим по себе. Нам куда веселее и радостнее видеть в игре Боярского отзвуки «Трех мушкетеров», уныло и предсказуемо спекулируя на эту тему, чем разглядеть искренний огонь и неистовство, которое горит в глазах его героя Мосия Шило. А вы попробуйте, подойдите и скажите Боярскому в лицо, а не через такой удобный экран монитора, что тот явно играл за деньги, «выполняя госзаказ». Боюсь, популяция критиков резко поредеет.

Действительно смешное тут только то, что люди, которые ставят в упрек Бортко отсутствие цитат из Гоголя о зверствах казаков, почему-то забывают о том, что вышеописанная сцена гибели запорожцев – это тоже оригинальный текст. Именно так и именно с такими словами на устах умирали казаки у Гоголя. Бортко, может, снял это и не лучшим образом, не по голливудским канонам (тут действительно не хватает изобретательности и динамики прежде всего в операторской работе), но он точно передал дух и пафос, который был в оригинальной повести - со всеми этими «а есть ли еще порох в пороховницах, не гнется ли еще казацкая сила?» и прочим.  И, потому, смеяться в данном случае – значит смеяться непосредственно над Николаем Васильевичем Гоголем.

   
   

Но важнее понять другое. На самом деле увидеть в фильме Бортко исключительно патриотический пафос могут только те, кто не умеет смотреть, а привык лишь высматривать.  Помимо патриотических речей (сыгранных на самом деле искренне, безупречно на эмоциональном, да и актерском уровне) тут есть переполненные самыми разными и порой весьма противоречивыми чувствами  глаза Богдана Ступки (он играл Тараса).  Есть совершенно шикарно снятая история любви Андрия и польской красавицы - снятая именно на надрыве, мощно и честно, да так, что Андрию начинаешь искренне сочувствовать.  Есть боль, страдание в глазах ее отца, Николая Полоцкого, когда тот узнал о смерти дочери при родах, есть ощущение какого-то всеобщего помутнения рассудка. Есть, наконец, упрек, который режиссер бросает вообще войне, жестокости в целом, а не в исполнении каких-то конкретных стран и наций. Да, он убрал упоминания о младенцах на копьях казаков. Но он и не надел розовые очки. Мы видим страдания польских женщин и детей, которые бегут от казаков и умирают от голода. Мы видим, как запорожцы пьют и выжигают хутора, устраивают еврейский погром. Мы видим их противоречивую разбойническую натуру, которая не дает казакам спокойно сидеть на месте, заставляя их «гулять», бить и убивать. Все это тут показано.

«Тарас Бульба» на самом деле фильм весьма многогранный, в котором при желании можно разглядеть многое. Нужно лишь, повторим, именно смотреть, а не высматривать только то, что тебе хочется увидеть. И тогда вы увидите, что Владимир Бортко приблизился вплотную к оригинальному Гоголю. Он снял фильм не столько о патриотизме, сколько об этом бесшабашном казаческом духе, в котором смешаны дурь, бравада, жесткость и жестокость, героизм, вера и личная драма.  Фильм о большой человеческой трагедии, о жестокости противоестественного по своей сути выбора между, если хотите, личным и общественным, между верой и любовью, между отцом и любимой девушкой. Между сыном и отчизной. Картина Бортко дает почувствовать солоноватый привкус этой драмы, и именно это - наряду с шикарной актерской игрой - и есть главное ее достижение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Тарас Бульба»: мужской и женский взгляд