Картину Юрия Кары «Мастер и Маргарита» покажут к 120-летию Михаила Булгакова в марте 2011 года. Своего выхода на большой экран из-за спора об авторских правах на булгаковскую прозу фильм ждал долгих 17 лет.
Предпоказ весенней российской премьеры состоялся в петербургском кинотеатре «Аврора». В картине 1994 года Сергей Гармаш сыграл роль сумасшедшего поэта Ивана Бездомного.
«АиФ-Петербург»: - Сергей Леонидович, давайте о ситуации с картиной: все эти 17 лет не было ли у вас чувства обиды? Не приходила мысль, что у тех, кто снимался в фильме, актерская судьба могла бы сложиться иначе, если бы фильм вышел на экраны? Мы же узнали вас по другим ролям…
С.Г.: - Первые 5-6 лет после съемок «Мастера» у меня была дикая досада. Готовый фильм увидел лет, кажется, через девять. И вот, когда удалось посмотреть картину, я успокоился. Это было и прошло.
«АиФ-Петербург»: - Каково это, когда один фильм лежит на полке, а выходит другой (телесериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко), в котором вас нет… Неужели даже не было желания сравнить свою трактовку персонажа Ивана Бездомного и трактовку Владислава Галкина?
С.Г.: - Ну, знаете ли! Нехороший какой-то вопрос получается, тем более что Влада уже нет в живых. Даже если и сравнивал, не буду об этом говорить. Нет предмета для спора, поскольку картины Бортко я, считайте, не видел. То есть я видел две серии, дальше мне не захотелось смотреть.
«АиФ-Петербург»: - Я услышала, что вы хотели сказать… Но, если пофантазировать, сегодня кого бы вы хотели сыграть в «Мастере и Маргарите»?
С.Г.: - Я не стал бы больше сниматься в «Мастере и Маргарите». Я, кстати, Бортко так и сказал, когда он звал меня на роль Афрания - начальника тайной стражи Понтия Пилата. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку.
«АиФ-Петербург»: - Но Филиппенко же вошел, сыграв и у Кары, и у Бортко…
С.Г.: - Напомню: моя фамилия - Гармаш. Но, если пофантазировать, что кто-то дал мне возможность переиграть эту свою роль у Кары, я, понятно, играл бы по-другому. Что-то, может, там было и правильно, но много неточного. Увы, в театре ты можешь это исправлять, пробовать каждый спектакль по-разному. Если бы я сейчас переигрывал Бездомного, то просто исправлял бы ошибки. Впрочем, с учетом моего возраста только идиот мог бы сейчас пригласить меня сыграть Бездомного, но к идиоту я сниматься не пойду. Кино - не театр, тут, что написано пером - не вырубишь топором. Вижу слишком много ошибок у себя.
«АиФ-Петербург»: - Зато, в какой звездной команде тогда снимались! Гафт, Вертинская, Павлов, Ульянов…На скамейке сидели с Берлиозом в исполнении уже покойного нашего ленинградского артиста БДТ Данилова…
С.Г.: - Изумительно было работать рядом с ним: тончайший, интеллигентнейший человек. Мне сколько тогда было? Тридцать с чем-то? И вот при той большой разнице в возрасте, что была у меня с ним, он относился ко мне как к партнеру. Я был знаком с огромным количеством его работ в театре, в кино и понимал, что сижу рядом со звездой, с мастером драматического искусства, фантастически виртуозным артистом. На съемках я просто «цеплялся» за него как за спринтера и получал от этого огромное удовольствие.
«АиФ-Петербург»: - В фильме Кары вы, кажется, и с Валентином Гафтом впервые работали. Снова вместе на одной площадке в «12» у Михалкова вы окажетесь много позже… У съемочной группы не было чувства, что Гафт – это «идеальный Воланд»?
С.Г.: - Его Воланда я считаю блестящей актерской работой. Да, вы правы, это идеальное попадание. Возникает ощущение, что Гафт просто создан для этой роли. В моем внутреннем кастинге Воланад - это, безусловно, Гафт. Хотя у каждого человека будет «свой» Воланд, «своя» Маргарита.
«АиФ-Петербург»: - И «свой» Булгаков. Помните, когда первый раз к вам в руки попала эта книга?
С.Г.: - Когда учился в школе-студии МХАТ. Но тогда своих впечатлений, честно, не помню. А вот, когда 3 года назад у меня была необходимость перечитать «Мастера и Маргариту» (было предложение сделать это в театре, из которого потом ничего не вышло), я сделал другие выводы. После первого прочтения романа я не понимал, хорошо ли он заканчивается, как он вообще заканчивается… А со второго раза понял, что заканчивается он страшно. А вы как считаете?
«АиФ-Петербург»: - Да, чего уж тут считать - все же умерли…
С.Г.: - Причем здесь это! Кто - «все умерли»? Мастер и Маргарита? Им же не говорят, что они вечное царствие получают, они получают вечный покой - цветущий вишневый сад, горящий камин. Знаете, что они получают? Они получают пожизненное. Но хуже нашего сегодняшнего пожизненного. В нашем - хотя бы времена года меняются, а там даже этого нет. Постоянно цветущий сад - это ужас!
Вот, что получаешь, когда просишь. Я именно так интерпретирую. Вот, откуда – «никогда ничего не проси!» Плата бывает разная. За все в жизни надо платить, даже, когда ты получаешь, не прося. Этот камин, этот домик, этот вечноцветущий сад… И ничего не меняется!!! И так вечно. Вы представьте, какой ужас этот вечный покой. Там все это написано…
«АиФ-Петербург»: - Вы увели разговор в сторону философии.
С.Г.: - А вы попейте чаю, придите в себя.
«АиФ-Петербург»: - Уже пришла. Вы в кинотеатры вообще ходите, чтобы просто кино посмотреть? Здесь прозвучало, что фильм, который мы обсуждаем, чуть ли не последний, снятый без компьютерных эффектов, на хорошей актерской работе. Кота Бегемота, к примеру, играет артист Павлов, а не кукла.
С.Г.: - Хожу я в кино. Есть один малоизвестный кинотеатр в Москве - «35 мм», там крутятся фильмы, которые побывали в программах фестивалей класса «А» – туда хожу. В принципе, я не имею ничего против технологий. Если с художественной точки зрения фильм выглядит неубедительно, то мне все равно техника там, пиротехника или компьютер. Когда Бондарчук снимал «Войну и мир», он ставил в кадр тысячу людей, теперь это сделают при помощи компьютеров, чтобы сэкономить время и деньги. Мне все равно Павлов играет кота Бегемота или нам делают Бегемота техническими средствами…
Если с художественной точки зрения меня Павлов убеждает больше, это не значит, что не может существовать Бегемот Бортко. В конце концов, анимация - это тоже не человек, но это художник в кино. Я мультфильмы вообще очень люблю. Но если меня не убеждает, то хоть четыре компьютера включайте…
«АиФ-Петербург»: - Если позволяет время, куда заходите, бывая в Петербурге?
С.Г.: - Самое любимое? Это Невский, наверное. Вот, еще Русский музей люблю. Скверик у Русского музея.
Сергей Гармаш. Фильмография.
1984 Отряд
1985 Следствие ведут Знатоки. Дело N19. Пожар
1986 В стреляющей глуши
1986 Карусель на Базарной площади
1986 Мой нежно любимый детектив
1986 Обида
1986 Первый парень
1986 Чужая Белая и Рябой
1987 Большевики
1987 Моонзунд
1988 Неизвестная
1988 Однажды в декабре
1988 Отцы
1988 Черный коридор
1989 А был ли Каротин
1989 Беспредел
1989 Кому на Руси жить...
1989 Наваждение
1989 Сталинград
1990 По 206-й...
1990 Повесть непогашенной Луны
1990 Хомо Новус
1991 "Армавир"
1991 Не стреляйте в меня, пожалуйста
1992 Бесы (Николай Ставрогин)
1992 Пустельга
1992 Сам я - вятский уроженец
1993 Давайте без фокусов!..
1993 Дети чугунных богов
1993 Операция "Люцифер"
1993 Пистолет с глушителем
1993 Плащ Казановы
1994 Мастер и Маргарита
1994 Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина (Великобритания - Чехия - Россия)
1995 Волчья кровь
1995 Летние люди ("Дачники")
1995 Поезд до Бруклина (Поезд до Brooklyna)
1995 Роковые яйца
1996 Ермак
1997 Время танцора
1997 Криминальный отдел
1998 На ножах - сериал
1998 Не послать ли нам... гонца?
1998 Незримый путешественник
1999 Ворошиловский стрелок
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
1999 Поклонник
1999 Страстной бульвар
2000 Каменская - сериал
2000 Нежный возраст
2000 Такое кино
2000 Что нужно женщине
2001 Механическая сюита
2001 Марш-бросок
2002 Любовник
2002 Каменская - 2 - сериал
2002 Закон - сериал
2002 По ту сторону волков
2002 Кавказская рулетка
2002 Дневник камикадзе
2002 Бригада
2003 Каменская - 3
2003 Женщины в игре без правил
2003 Линии судьбы
2004 Мой сводный брат Франкенштейн
2004 А поутру они проснулись
2004 72 метра
2004 Свои
2004 Красная капелла
2005 Принцесса и нищий
2005 Каменская-4
2005 Личное дело
2005 Тень прошлого
2005 Двойник
2005 Доктор Живаго
2005 Дело о "Мертвых душах"
2005 Гибель Империи
2005 Брежнев
2005 Бедные родственники
2006 Последний забой
2006 Охота на пиранью
2006 Кружовник
2006 9 месяцев
2007 12
2007 Русская игра
2007 Катынь | Katyn (Польша)
2007 Игра слов: Переводчица олигарха
2007 1814
2008 Стая (Беларусь)
2008 Папа напрокат (Украина, Россия)
2008 Морфий
2008 Иллюзия страха (Украина)
2008 Стиляги
2008 Холодное солнце
2008 Трасса М8
2008 Тот, кто гасит свет
2009 Чёрная молния
2009 Фонограмма страсти
2009 Осторожно, дети!
2009 Обитаемый остров. Схватка
2009 Обитаемый остров
2009 Горячие новости
2009 Анна Каренина
2010 Экскурсантка | Ekskursante (Литва, Россия)
2010 Человек у окна
2010 Утомленные солнцем 2: Предстояние
2010 Степан Разин
2010 Прячься! | Hide!
2010 Край
2010 Дочь Якудзы
2010 Выкрутасы
2011 Ржевский против Наполеона
2011 Город Зеро 2
2011 Белая гвардия
2012 Сталинград
Смотрите также:
- «Не знала, как пишется «облигация»! Удовиченко о любимых ролях и Высоцком →
- «Актёр - страшная профессия». Регимантас Адомайтис о любви и пенсии →
- Режиссер Игорь Зайцев: как заставить зрителя смеяться? →