Не ресторан, а коммуналка
- "АиФ-Петербург": Как Валерию Фокину, художественному руководителю Александринского театра, удалось заманить вас в Петербург?
- Фокин звал меня ещё тогда, когда сам только ехал руководить театром, чистить «авгиевы конюшни». А мне это было зачем? Думал, пусть он почистит, потом с удовольствием приеду. Что и произошло. Отмечаю, что сейчас в театре - дисциплина, всё крутится и вертится, потрясающая творческая атмосфера не только среди актёров, но и во всех цехах.
- "АиФ-Петербург": Вы работаете по всему миру. Замечаете ли разницу между театрами, актёрами?
- Разницы никакой, хорошие театры и актёры похожи друг на друга, плохие - тоже.
- "АиФ-Петербург": Но, может быть, за границей у вас как у режиссёра больше свободы?
- Не знаю, какие запреты есть сегодня в России. Для меня нет никаких запретов, только внутренние. Я делаю острые, жёсткие, иногда безжалостные спектакли. Если они, как опасное хирургическое вмешательство, вылечивают, помогают - считаю, что выполнил задачу. А просто мучить зрителя, чтобы он запомнил меня, - это преступление, тут возникает внутреннее табу. Руководствуюсь чутьём и верой в то, что делаю. Мне всегда было свободно работать, никогда не думал, что разрешат, а что запретят. Несмотря на то, что в советское время годами не давали ставить.
- "АиФ-Петербург": Вы давно уехали из города. Остались ли с ним связи?
- С городом меня связывает чрезвычайно много. Я здесь учился, женился, у нас родился ребёнок. И хоть я не высокий лирик, а низкий драмодел, набережные Фонтанки, Апраксин двор, улица Зодчего Росси, по которым я много лет ходил, - одна из потаённых причин возвращения. В доме в Апраксином переулке обитала однокурсница Генриетта Яновская, на которой женился. В пятиметровой комнате собирались сокурсники, мы веселились, обменивались интеллектуальной информацией, сочиняли будущие спектакли. Здесь я познакомил Сергея Юрского с нашим другом Иосифом Бродским. Тогда встречались не в ресторанах, а в коммуналках.
Иметь всё и сейчас
- "АиФ-Петербург": Почему для постановки в Александринке вы выбрали «Гедду Габлер»?
- Когда-то давно ставил эту пьесу в Москве, и мне казалось, что мы не всё сказали. Хотя там и играли замечательные актёры Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Поэтому когда Фокин предложил постановку, я сразу сказал: «Гедда Габлер». Интересно, что в Александринском театре эта пьеса никогда не шла. Она гениальная, но редко имела успех. Кстати, Чехов многое из неё взял, он учился у Ибсена.
В своём новом спектакле я доскажу то, что не досказал. Для меня очень важно, что Гедда - девчонка, а не дама, а всё окружение - гораздо старше, другого поколения. Она - порождение переломных исторических моментов. Когда молодёжь намерена жить так, как считает нужным, и не хочет учитывать ничего, что было до них. А главное - либо жить сейчас и иметь всё, либо вообще не надо жить, потому что - бессмысленно.
- "АиФ-Петербург": Как вам кажется, почему сейчас существует такой культ актёров? В первую очередь - сериальных. Публике страшно интересно: кто на ком женился, почему развёлся, кого родил?
- Это всегда было, но сегодня люди особенно увлекаются виртуальной жизнью. Она даёт больше положительных эмоций, чем скучная работа, мысли о деньгах, школьные проблемы у ребёнка. Если человек не умеет жить своей жизнью, он пытается быть сопричастным к чужой. Все мы сегодня живём виртуально, даже в театре - если в спектакле нет видеоряда, то вроде это и не спектакль. Мы можем поверить в то, что делает артист и человек вообще, - только через телевизор. Вот там - настоящее! В моём спектакле видеоряд тоже будет, как же без него? Хочу быть в ногу со временем (улыбается).
- "АиФ-Петербург": А современная драматургия вас интересует?
- Я за ней не очень внимательно слежу и не ставлю.
С течением времени, возможно, из неё произрастёт что-то более талантливое и глубокое, чем на сегодняшний день. Дожидаться я не могу. Мне кажется, что классики - к примеру, Достоевский - говорят о жизни, проблемах веры в Бога и других важных для современного человека вещах гораздо резче, глубже… И, пожалуй, даже немножко талантливее.
Смотрите также:
- Аттила Береш: С оперетты нужно сдуть пыль! →
- Петр Красилов: «Я люблю свою профессию» →
- Виктор Крамер: «Не хочу идти в бизнес» →