Известный музыкант, лидер группы «Воскресение» Алексей Романов в интервью корреспонденту SPB.AIF.RU рассказал о предстоящем петербургском концерте, возможности выхода нового альбома и застое в отечественной рок-музыке.
«Петербург хорошеет, приезжему лучше видно»
Денис Данилов, SPB.AIF.RU: - В Петербурге «Воскресение» бывает с концертами довольно часто. Скажите, как изменилась Северная столица для вас за последние 10 лет? Ощущается ли до сих пор определенная аура?
Алексей Романов: – Не всякий раз удаётся прогуляться, но стараюсь не упускать возможности. Город огромный и очень разный, есть неисследованные районы, планируем с супругой на пару недель где-нибудь в центре поселиться и всласть нагуляться. Год назад успели пройти по каналу Грибоедова до Михайловского сада, оттуда по набережной Мойки на Дворцовую площадь - получили мощный заряд восторга. Петербург хорошеет, приезжему лучше видно.
- Кто из гостей группы посетит концерт 9 октября в БКЗ? Какие приготовлены сюрпризы для зрителей?
– К сожалению, бюджет мероприятия не позволяет привезти в БКЗ всю программу, которая будет в Москве. Возьмём с собой Евгения Маргулиса и Михаила Шевякова – участников старых составов. Сыграем с ними что-то очень древнее.
- Что перед концертом обязательно должно быть у вас в гримерке?
– Гости и выпивка для них.
- Многие считают, что название группы «Воскресение» придумал Маргулис. Но ведь это сделал не он, а музыкант из Петербурга. Как это получилось?
– Это название придумал Юра Ильченко, они с Женей собирались играть вместе, что-то не заладилось, а название Маргулис оставил себе. Пригодилось.
- Вы учились в институте в одной группе с Андреем Макаревичем. Много музыкантов из «Машины Времени» прошла через состав группы «Воскресение». Кто еще из рок-музыкантов так же близок вам по духу?
– В разных группах и на разных курсах, но дружили во время учёбы и после. Некоторое время я даже был певцом в «Машине». Таким образом, «Воскресение» первоначально состояло из трёх бывших «машинистов». О духовной близости как-то не размышлял, есть симпатичные люди, этого достаточно. Да и термин «рок-музыкант» мне непонятен.
- По образованию вы - архитектор. Удалось ли вам что-то построить за свою жизнь?
– Только крошечный склад горюче-смазочных материалов на территории огромного НИИ.
«Не каждый музыкант – пьяница»
- Обращаются ли к вам сегодня с просьбами о написании саундтреков представители кинобизнеса? Когда-то удалось плотно поработать с кинематографом?
– Нет, да я и не справлюсь. Нужно специальное образование и опыт. Как в любом деле.
- Вы отказались от вредной привычки курить из-за проблем с голосовыми связками. Приходится ли сегодня плотно заниматься спортом, чтобы поддерживать свою форму?
– 11 лет уже не курю, спортом не увлекаюсь. Только много хожу пешком.
- Говоря о вредных привычках, действительно ли «допинг» и рок-музыка вещи не разлучные?
– Музыка сама по себе допинг. Не каждый музыкант – пьяница, тем более, не каждый пьяница – артист. Жанр позволяет некоторые вольности, но это не обязательный атрибут.
- Вы много путешествуете. Какие страны еще для себя не открыли? Куда планируете поехать в ближайшее время?
– Очень нравится Европа, но никак не даётся Франция. В ноябре поедем в Германию на концерт Чечилии Бартоли. Второй год подряд посчастливится так отпраздновать день рождения моей жены.
«Истеричных фанатов не встречал»
– Спокойно ли переносите момент, когда люди, узнавшие вас на улицах или в метро, позволяют себе фамильярность? Часто ли бывает, что поклонники приглашают выпить, поговорить?
– Обычно просто здороваются, говорят что-нибудь доброе. Истеричных фанатов не встречал, что приятно.
- Можете ли вы сказать, что если бы ваша молодость прошла в эпоху интернета, вы были бы другим человеком? Можно ли назвать глобальную Сеть – абсолютным злом?
– Может ли инструмент владеть человеком? Нет, полагаю. Мы пережили эпоху массового увлечения книгами, походов в кино и театр, вряд ли став от этого добрее и умнее. Интернет занимает какое-то время, наиграемся и бросим. Абсолютным злом на планете является человечество, хорошо, что есть порядочные люди, на них вся надежда.
- Как вы относитесь к свободному распространению вашей музыки в интернете?
– Спокойно. Сам, как правило, покупаю то, что буду слушать много раз.
- Перед какой публикой вы никогда не будете выступать? Приходилось ли отказываться в связи с этим от приличных сумм?
– К нам на концерты приходят подготовленные люди, не жертвы пропаганды и рекламы. А для защиты от идиотов у нас есть директор, который очень хорошо понимает, кто обращается с предложением, если ему не нравится клиент, он назначает чудовищную цену.
- Как вы думаете, почему в российской рок-музыке произошел очень серьезный застой? Рок-групп, собирающих стадионы, больше не появляется…
– В начале 1990-х прошлого века это произошло, во дворцах спорта стали торговать китайским ширпотребом. А по мне, так примерно в 1980-м году всё кончилось, интереснее и ярче, чем «The Police» ничего не появилось. Что ж, великая английская литература тоже имеет начало и конец. Российское рок-движение, как любое живое явление, тоже имело определённый ресурс, я говорю о горячем взаимном интересе публики и артистов. Возможно, малость поднадоели. Талантливая молодёжь находит другие формы самовыражения, никого насильно не надо заставлять играть в гитарно-барабанной группе.
- Последний альбом «Не торопясь…» увидел свет в далеком 2003 году. Спустя 10 лет вы сказали, что поэтом себя в изменившейся России больше не чувствуете, именно поэтому пластинки не появляются больше. К юбилейному концерту в вас что-то изменилось? Можно ли ждать новую пластинку?
– Если это случится однажды, мне тоже будет интересно. А быть поэтом в России – пророчествовать, озвучивать мрачные предчувствия, или наоборот – воспевать начальство. Да ну, я лучше на гитарке…